Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик? Как отвечать на детские "неудобные" вопросы Как ответить на детские вопросы.

Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик? Как отвечать на детские


Родителям маленьких "почемучек" иногда приходится отвечать на сто разных вопросов в день, но что делать если ребенок задает вам совсем не простой вопрос, а "неудобный"?

Неудобный вопрос - вопрос, ответ на который вы, конечно же, знаете, но боитесь неправильно сформулировать его для ребенка и тем самым испугать, расстроить или еще больше его озадачить.

Воспользуемся принципом "предупрежден - значит вооружен" и рассмотрим как отвечать детям на самые распространенные "неудобные" вопросы.

Мы уже писали о том как отвечать ребенку на главный вопрос подобного рода - , продолжим список в этой статье.


1. Кого ты больше любишь, брата/сестру или меня?

Возраст:
Вопрос обычно задают дети до 7 лет, вскоре после появления младшего ребенка в семье.

Причина:
Такой вопрос возникает ввиду соперничества между детьми в семье, на почве детской ревности к родителям.

Как отвечать:
Нужно дать ребенку понять, что ваша любовь к своим детям безгранична и равноценна, несмотря на видимую разницу между ними.

Помочь ребенку может сравнение с его такой же равноценной любовью к маме и папе.

Объясните, что вы любите своих детей одинаково и вашей любви хватит на всех.

Избегайте манипуляций на основе детской привязанности. Не стоит говорить что ваша любовь сильнее к другому ребенку, потому что он в чем-то лучше, в надежде смотивировать спрашивающего на изменения в поведении. Это поселит в малыше тревогу и испортит отношения между детьми.


2. Почему я - это я?

Возраст:
Обычно этот вопрос начинает заботить ребенка примерно с 4-х лет, но бывают и исключения.

Причина:
Задаваясь вопросом, почему он родился именно таким - с такими способностями и внешностью, ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность, нащупывает собственную индивидуальность.

Как отвечать:

Объясните ребенку, что каждый человек сочетает в себе те качества, с которыми он родился и те, которые приобрел в жизни. Мы все меняемся благодаря другим людям, своей деятельности и другим факторам.

От рождения мы получаем внешность, которая досталась нам от наших родителей.

Также, мы рождаемся уже определенного пола, с определенным уровнем здоровья, а позже постепенно приобретаем привычки и умения. Находится то, что мы любим и то, чего не любим.

К тому же, каждый человек рождается в своей семье, городе, стране с определенным окружением и правилами поведения.

Из всего этого и складывается в итоге наша личность.

Не бывает одинаковых людей, есть похожие, но не одинаковые, это называется индивидуальность.

3. Зачем вы меня родили?

Возраст:
Обычно такой вопрос ребенок задает в возрасте с 3-х до 5-ти лет, а затем уже в переходном возрасте, добавив к вопросу страдальчески-риторическую нагрузку и соответсвующий тон.

Причина:
Этот вопрос ребенок задает тогда когда ему не хватает вашего внимания, заботы и одобрения или он пытается смягчить наказание за проделку, взывая к вашим самым глубинным чувствам по отношению к нему.

Как отвечать:

Расскажите ребенку, что мама и папа очень любят друг друга, поэтому завели семью.
В полной семье всегда есть дети, как плод любви и нежности родителей. Скажите что очень хотели иметь умного, доброго и красивого малыша, поэтому родили его.

Дайте ребенку понять, что он особенный и желанный.

Поскольку этот вопрос почти всегда появляется, когда ребенок испытывает потребность в проявлении ваших чувств любви к нему, стоит уделить время удовлетворению этой нужды.

4. А я умру?

Возраст:
Таким вопросом малыши могут задаваться уже в 3-4 года, конечно, они еще не понимают полностью смысла конечности всего сущего, на данном этапе их интересует почему кто-то или что-то перестает существовать, находиться рядом.

Причина:
Подобный вопрос может возникнуть, когда ребенок неожиданно сталкивается со смертью близкого человека или своего питомца.

Как отвечать:
, не стоит делать акцент на неотвратимости кончины всех живых существ.

Упомините об этом вскользь - всем животным, людям, даже растениям, отведен свой срок жизни.

И сделайте упор на то, что сначала его ждет долгая и счастливая жизнь - садик, затем школа и институт.

Расскажите ребенку, что у него тоже когда-то будет своя семья, дети, хорошая работа и много-много путешествий и открытий.

Объясните, что для того чтобы хорошо и долго прожить свою жизнь нужно обязательно заботиться о своем здоровье и всегда помнить о правилах безопасности.

Если ребенок еще совсем мал, допускается поверхностное объяснение, такое как "бабушка смотрит теперь на нас с неба".

Если же ребенку более 6 лет, не забудьте упомянуть, что загробная жизнь не существует в той форме, которую демонстрируют в современных фильмах ужасов про вампиров, зомби и призраков.

5. Почему у меня нет того, что есть у других?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 3 лет и старше.

Причина:
Причиной является появление новой способности ребенка к сравнению, внутреннее чувство несправедливости.

Как отвечать:
Это очень хорошая тема для обсуждения, предоставляющая возможность преподнести азы финансовой грамотности и правильного распределения средств.

Расскажите ребенку как распределяются деньги в семье и сколько выделяется на игрушки и развлечения. О том, как зарабатываются деньги, что для этого взрослые ходят на работу и выполняют там множество задач.

Объясните, что все, что появляется у вас в доме - еда, одежда, игрушки, даже свет, газ и вода стоят денег, поэтому так важно тратить с умом, чтобы на все хватило.

Попробуйте предложить ребенку альтернативу - возможность заработать самому.

Дайте ему какое-нибудь посильное задание по дому, за выполнение которого он сможет получить определенную, заранее оговоренную денежную сумму.

Пусть ребенок попробует сам накопить деньги на желаемую вещь.

Возможно, потом он уже не захочет тратить эти деньги на ту самую машинку, ведь они достались ему с трудом.

А может быть, наоборот, его покупка станет еще слаще, ведь он сам приложил усилия для осуществления своей мечты. Позвольте ему прочувствовать такие моменты.

6. Чем мальчики отличаются от девочек?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от 2-3 лет.

Причина:
Такой вопрос чаще всего подразумевает, что малыш уже увидел различия в мужских и женских половых органах, например, в детском саду.

Как отвечать:
Если ребенок маленький, достаточно будет сказать, что так задумано природой, чтобы мальчики отличались от девочек.

Для ребенка более старшего возраста можно уточнить, что такое строение необходимо, чтобы потом, когда мальчики и девочки вырастут, они смогли стать мамой и папой.

7. Почему вы ругаетесь с папой, разве вы не любите друг друга?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно с 2,5 лет.

Причина:
Очевидна.

Как отвечать:

Ссоры бывают в каждой семье и если малыш стал свидетелем этого, то ваша задача сделать так, чтобы он не усомнился в крепости вашего союза, снизить его уровень тревоги.

Объясните ребенку, что у каждого человека есть свое мнение. Напомните о том, что сам малыш тоже иногда карпризничает, если родители не соглашаются идти на его условия.

Так и у взрослых - иногда мама и папа не сходятся во мнениях и спорят друг с другом. Но потом обязательно вспоминают про свою любовь и про то, как хорошо быть вместе и перестают спорить.

8. А дед Мороз есть на самом деле?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети начиная от от 3-х лет.

Причина:
Вероятных причин две:
1 - Ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки.
2 - Ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться.

Как отвечать:

В первом случае, если вы не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку.

Во втором случае можете рассказать ребенку, что добрый волшебник просто живет в наших сердцах и люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.


9.
Почему мне нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми?

Возраст:
Этот вопрос могут задавать дети примерно 4-7 лет.

Причина:
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Запрет родителей ребенок может расценивать как посягание на собственную "взрослость" и самостоятельность.

Как отвечать:
Учитывая реальность, следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет, например:

Объясните ребенку, что пока он маленький ему еще трудно самому разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Расскажите, что некоторые злые могут улыбаться и даже предложить конфету или пригласить посмотреть щенка, но верить им нельзя - они желают плохого.

Напомните, что если на улице к нему подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, нужно насторожиться, не разговаривать с незнакомцем и отойти от него подальше.

Скажите, что если это добрый человек, то он поймет и не обидится. А если это нехороший человек, то так ему будет трудно сделать зло.

10. Почему другие дети считают меня некрасивым?

Возраст:
Этот вопрос может задать ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад или младшего школьного возраста.

Особенно этим вопросом задаются дети 11-13 лет, в подростковом возрасте, когда они начинают очень критично подходить к себе и своей внешности, именно в этом возрасте в большей степени порождается нетерпимость к окружающим, среди детей появляется агрессия.

Причина:
Для ребенка, живущего в семье, наполненной любовью и нежностью, столкновение с враждебно настроенными детьми может оказаться неприятным сюрпризом и доставить психологический дискомфорт.

Как отвечать:
Нельзя говорить, чтобы ребенок просто не обращал внимания на таких детей, сначала нужно рассказать о субъективности восприятия людей, затем показать свое положительное отношение к нему и сравнить с собственными проблемами в таком возрасте.

Расскажите ребенку, что у каждого человека свои представления о красоте и способностях.

Это как с фильмами или книгами: кому-то нравятся приключения, а кто-то любит комедии, просто симпатии у всех разные.

Обязательно скажите ребенку о своей симпатии к нему, обратите его внимание на то, что считаете в нем достоинствами.

Объясните ребенку, что всегда есть те, кто считает тебя очень симпатичным и умным и те, кому ты не очень нравишься. Секрет в том, чтобы дружить с теми людьми, с кем тебе легко и не придавать значения словам тех, с кем тебе не по пути.

Расскажите, что в детстве вы тоже иногда из-за этого переживали, но потом встретили папу, который полюбил вас такой, какая вы есть.

Почему и как надо отвечать на вопросы ребёнка.

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых вызывают недовольство: « Замучили твои «почему» и «зачем» , перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребёнка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать « Подрастёшь-узнаешь»-значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли « Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснения отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: « Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», « Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими» , нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: « Почему солнце не падает?» , « Почему воздух ночью чёрный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда просто аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать ребёнку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться в таких случаях давать ответ. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Поощряя самостоятельную мыслительную активность ребёнка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: « Почему чашка разбилась?»-спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: « Потому что она стеклянная». Ответ правильный, но было бы лучше сообщить не только неоспоримый факт, но и продолжить беседу: « А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством- разбиваться. Имеет смысл сказать после этого ребёнку: « Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите.

Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство. Овладеть таким искусством- посильная задача для родителей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребёнка требуется сообщение сведений, недоступных его понимание, уместно сказать: « Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю….

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много «почему?»

На которые ответить

Очень трудно самому.


«Бабушка, когда ты была женщиной, ты в салон красоты ходила?»

«Вот есть мужчина и женщина, они танцуют, а дети-то откуда потом берутся?»

«Мама, а ты никогда не умрешь?»

«Почему самолет не падает, а висит в воздухе?»

«Что значит „уснул навсегда"?»

«А наш дом не рухнет, когда мы вернемся?»

«Почему бывает война?»

(Из семейного архива)

Как известно, одна из основ успешной учебной деятельности — способность ребенка самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и прогнозировать различные явления и события. Эта способность находит свое отражение в детских вопросах. Если мы правильно и своевременно реагируем на них, у ребенка возникает и закрепляется интерес к знаниям и дальнейшему обучению. Наша ответная реакция на детский вопрос может, как стимулировать познание, так и тормозить его.

Дети любого возраста задают вопросы, которые являются свидетельством детской любознательности. Но в определенном возрасте, а именно после 5 лет, вопросов становится больше, и они усложняются. Некоторые почемучки ставят в тупик даже самых образованных и начитанных родителей.

Давайте с самого начала договоримся, что желание ребенка задавать вопросы — это нормально. Чем больше дети задают вопросов, тем активнее развивается их интеллект.

Чаще всего дети задают вопросы о том, что им непонятно или о чем они размышляют: о явлениях природы, о поведении животных и человека, о жизни и смерти и многие другие. Некоторые вопросы могут неоднократно повторяться, что не должно вас ни раздражать, ни настораживать.

Что, прежде всего, следует иметь в виду, когда возникает ситуация, в которой ребенок ждет от вас ответа на волнующие его вопросы?

Во-первых, ребенок не требует от вас сиюминутного исчерпывающего рассказа. Можно ответить коротко и перенести общение на другое время.

Во-вторых, обязательно надо учитывать возраст ребенка. Моя подруга, научный работник, на вопрос 7-летней девочки «Как рождаются дети?» начала длинно, со всеми физиологическими подробностями и научными терминами отвечать ребенку. К счастью, ребенок через 2 минуты утомился от естественнонаучного повествования и сбежал играть.

В-третьих, отвечать надо ровно столько, сколько ребенок спрашивает. Отвечая на тот же вопрос «Откуда берутся дети?» достаточно вначале рассказать, что ребенок растет и развивается в животе у мамы, из маленькой клеточки. Позже можно посмотреть в книгах или Интернете, как меняется ребенок на протяжении 9 месяцев. Вы сами можете расставить акценты при ответе на неизбежно возникающий детский вопрос. Дети, особенно девочки, любят истории о том, как Золушка встретила принца и как они полюбили друг друга. Вы же не хотите разрушить мир детских фантазий и сказки? Каждая девочка грезит о принце и мечтает стать принцессой. Этот хрупкий волшебный мир очень легко уничтожить научным рассказом о биологической природе человека. Всему свое время. Вы же не стремитесь развенчать миф о Дедушке Морозе. Так почему в столь тонком и деликатном вопросе о зарождении новой жизни нужно «идти в ногу со временем»?

Сознание ребенка должно быть подготовлено к восприятию более сложной информации. Речь идет не о ложной стыдливости и ханжестве, а о бережном отношении к хрупкой психике ребенка. Если вопрос о рождении детей беспокоит вашего малыша, можно с опорой на книги (они давно уже есть в продаже) и познавательные фильмы подробнее поговорить с ребенком на эту тему.

Моя дочь в 7 лет очень настойчиво спрашивала о том, как клеточка, которая есть у мужчины, попадает в животик к женщине. Меня спасла «Энциклопедия сексуальной жизни», написанная известными французскими медиками в 1973 году. Книга была переведена на многие европейские языки и предназначена для семейного чтения. Она прекрасно иллюстрирована. Без нее, пожалуй, я бы не справилась. Уверена, что вы можете найти свою «палочку-выручалочку». Только, пожалуйста, будьте осторожны при выборе иллюстраций и текста: утверждение о том, что ребенок в 7 лет уже должен все знать, ошибочно! У нормально развивающегося ребенка никогда не проявится «нездоровое» любопытство. Но если вы, опережая события, вооружите его ненужными знаниями, может произойти фиксация на сексуальной теме.

Отвечая на «пугающие» детские вопросы, не будьте высокомерны или чересчур снисходительны, лицемерны и неискренни. Ведь ребенок полностью вам доверяет. Никогда нельзя говорить: «Вот вырастешь и узнаешь!», «Не знаю и знать не хочу!», «Отстань со своими глупостями!» и пр.

Если отмахиваться от детских вопросов, то ребенок теряет интерес к окружающему или находит не лучшие источники получения волнующей его информации. Не начинайте беседу с ребенком, не имея достаточно времени, лучше перенесите ее на потом и не стесняйтесь признаться в своей некомпетентности. Многие любящие родители, даже не имея педагогического образования, находят интересные приемы общения с ребенком.

Одна мама делилась таким опытом: «Мы с 6-летней дочкой забираемся на диван, берем туда разные вкусности и среди мягких подушек, представляя, что это наш уютный домик, беседуем обо всем. Дочка спрашивает меня о том, что ее тревожит, как вести себя с подружками, которые не берут в игру, почему есть злые дети и о многом другом. Это только наше время и пространство, никто не вмешивается и не отвлекает. Удивляюсь, почему другие жалуются, что у них нет контакта с ребенком, ведь это так просто!»

Другим труднообъяснимым вопросом является вопрос о смерти. После 3 лет, у одних раньше, у других позже, тема смерти начинает интересовать детей. Чаще всего эти вопросы возникают в связи со смертью кого-то из близких родственников или любимых питомцев. Чем тревожнее и впечатлительнее ребенок, тем внимательнее следует отнестись к его вопросам. Неверная ваша реакция, умалчивание или излишние подробности могут привести к появлению страхов.

Наверное, вы будете удивлены, если узнаете, что, удовлетворяя интерес ребенка, проявляемый к этой теме, вы укрепляете его чувство безопасности.

Известно, что в зависимости от возраста дети по-разному воспринимают смерть. До 5 лет они полагают, что смерть — это временное и обратимое явление. Позже, с 5 до 8 лет, дети понимают, что жизнь любого живого существа на Земле конечна, однако не соотносят эту мысль с собой: «Все смертны, но я же не умру». И только после 8 лет дети постепенно начинают осознавать необратимость смерти для любого человека.

В один из тихих субботних вечеров мы с моей 7-летней дочерью посмотрели фильм «Миза ми». Фильм о 10-летней девочке, у которой умерла мать, и она, не приняв мачеху, уехала в деревню к бабушке, где подружилась с волчицей и волчатами. Весь фильм пронизан горем этой девочки, в нем почти нет слов. Кульминационным моментом в фильме является эпизод, когда

девочка пытается спасти от браконьеров, убивших волчицу, маленьких волчат и с большим трудом переносит их в безопасное место. Это место очень символично, оно находится у подножия горы, на озере, где, по словам старожилов, живут все умершие люди и животные. Моя дочь вслед за героиней фильма также начинает в это верить. Она очень сопереживает девочке с волчатами и надеется на чудо. И тут режиссер находит лучшее решение — он возвращает волчицу, которая единственная нужна волчатам, поскольку те слишком малы и могут выжить, только питаясь молоком матери. В этом месте моя дочь, которая так ждала этого момента, начинает утверждать, что это не та волчица: у нее нос был не такой! Той, которую убили, нет, и она не может воскреснуть, с точки зрения 7-летнего ребенка! В течение часа мы беседовали с дочкой на непростые темы: кто такие браконьеры; почему волчата могут погибнуть без матери; где живут мертвые: на небе или, как в фильме, на озере, откуда возникает голос матери, который слышит девочка, и т. д. и т. п.

Как следует реагировать на вопросы ребенка о смерти? Прежде всего спокойно и уверенно, без тревоги и паники на лице. Дети мгновенно «считывают» невербальную информацию и пугаются. Старайтесь отвечать по существу, не пускаясь в длинный витиеватый рассказ, непонятный ребенку. Интересно, что многие дошкольники долго продолжают путаться в понятиях «живое» — «неживое». Они могут одушевлять и неживые предметы, и объекты. Например, они могут считать ветер и ураган живыми. И не понимать, почему, если животное бросать как мячик, ему больно и страшно.

Несколько лет назад моя подруга отобрала у 8-летнего мальчишки черепаху, которую он увлеченно бросал об стенку кирпичного дома. К счастью, она ее выходила, вылечила, и сейчас эта упитанная красавица живет в просторном террариуме с двумя подружками. Поэтому для начала неплохо было бы разобраться, чем отличается живое от неживого. Можно поиграть в игру по типу «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете ребенку мяч: если это живой объект — он его ловит, если неживой — пропускает. Можно наклеить на большой картон картинки с изображением живого и неживого в две колонки, а посередине написать признаки живого: дышит, растет, размножается. Пусть ребенок соединит линиями признак и объект.

Иногда дети спрашивают об умершем: «А дядя спит?» На такой вопрос не рекомендуется отвечать утвердительно, если ребенок уже осознает смерть как нечто необратимое. Поскольку ассоциация «смерть» — «сон» может закрепиться в сознании малыша, и он может впоследствии бояться засыпать. Ребенку надо объяснить, что во время сна организм человека активно трудится: с помощью легких человек дышит, мозг обрабатывает информацию, полученную за день (иногда во сне к человеку приходят решения трудных задач), желудок переваривает пищу и т. д.

Умерший человек отличается от спящего как раз тем, что ничего не чувствует, не дышит, его сердце останавливается и не работает. Следующий вопрос, который беспокоит ребенка: почему человек умирает? Расскажите, что человек чаще всего умирает от болезней в старости, от несчастного случая. Не следует пугать ребенка смертью: «Сунешь пальцы в розетку — убьет!», «Выглянешь из окна — упадешь, разобьешься и умрешь!», «Нырнешь в бассейн — утонешь!». Так запугивают бедного ребенка тревожные родители, и ребенок начинает понимать, что всюду его подстерегает опасность, и без мамы и папы — ни шагу!

Когда человек умирает физически, он продолжает оставаться с теми, кто его любит, помнит, думает о нем, он живет в фотографиях, в воспоминаниях, возможно, в книгах или в картинах.

Когда дочери исполнилось 5 лет, мы впервые взяли ее на кладбище, так как каждую весну всей семьей посещали могилу нашей бабушки. Дочь помогала сажать цветы, носила воду и постоянно спрашивала о том, какой была бабушка. На кладбище в мае часто бывает солнце, поют птицы, начинают зеленеть деревья, и сама обстановка не угнетающая, а умиротворяющая. Думаю, что ребенок должен знать и чтить своих родственников, не только живых, но и умерших. Он не должен пугаться смерти — это естественно.

Постарайтесь быть внимательными к любым вопросам ребенка, учитывайте особенности детского восприятия и мышления, не перегружайте ребенка лишней информацией, отвечайте с опорой на иллюстрации, так как у ребенка-дошкольника еще доминирует образное мышление.

Если в младенчестве для развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка родителям необходимо лишь улыбаться малышу и «агукать» с ним, то уже к 2-годовалому возрасту этого будет явно недостаточно. Наступает время детских вопросов, и ответы на них должны быть достаточно четкими, ясными, соответствующими возрасту ребенку. Как же правильно отвечать вопросы детей, чтобы удовлетворить любопытство малыша и обогатить его развивающийся мозг доступной информацией?

Когда маленькие дети начинают задавать вопросы?

Средний возраст, когда дети начинают задавать вопросы – около двух лет. Но самый возраст для маленьких «почемучек» - это от 2,5 до 5, когда вопросам, кажется, никогда не будет конца. Ребенок знакомится с окружающим его миром - он первый раз уже во вполне сознательном состоянии увидел снег, новогоднюю елку, услышал, как кто-то поет, или увидел, как кто-то плачет. Самостоятельно понять, почему все вокруг происходит именно так, а не по-другому, он не может. Поэтому детские вопросы «Почему?» сыпятся как из рога изобилия, малыш постоянно что-то спрашивает у взрослых. Малышам просто необходимо находить проблемы, а затем решать их с помощью вопросов, задаваемых взрослым, - так они легче потом войдут в самостоятельную жизнь. Давая серьезные ответы на детские вопросы, нужно учитывая, что спрашивая о чем-то родителей, малыш стремится к контакту с ними, и это тоже нужно поощрять.

В возрасте 2,5-3-х лет у детей появляется всякого рода любопытство к предметам, которые они раньше не замечали. В литературе это называют термином «половое любопытство». Психологи понимают под этим выраженное стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного. Поэтому ответы родителей на детские вопросы подобного рода должны помочь постепенному формированию представлений о должном характере поведения мальчика или девочки.

Как правильно отвечать на вопросы детей дошкольного возраста

Взрослые должны отвечать на вопросы детей дошкольного возраста как можно доступнее и проще, особенно это касается вопросов, касающихся полового воспитания. Помогут в этом специальные книги, в которых вся информация изложена в понятной для малышей форме. Как правило, такие книги снабжены качественными картинками. Выполнение данной задачи успешно повлияет не только на интеллектуальное и моральное развитие, но и окажет значительную поддержку .

А как правильно отвечать на детские вопросы, ответы на которые малышу знать ещё рано? Ни в коем случае нельзя говорить ребенку в любом возрасте, что он еще слишком мал, чтобы получить ответ на свой вопрос, - у него может выработаться комплекс неполноценности, или, что ничуть не лучше, равнодушие к окружающему миру. Ребенок спрашивает, потому что он познает мир, потому что ему интересно, а еще потому, что он доверят взрослым.

В возрасте трех лет нельзя подрывать доверие малыша, заставляя его замолчать, говоря, что он надоел со своими вопросами и так далее. Как же отвечать на вопросы детей, если эти «Почему?» на самом деле вызывают у взрослого сложность или недоумение?. В этом случае следует отвлечь малыша от вопроса, показав ему что-нибудь интересное.

Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека. Чтобы облегчить себе жизнь, родителям можно приобрести книги, разработанные специально для детей такого возраста.

Вопросы детей «Почему?» и ответы на них

Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.

Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью - нет?»

Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае - научный или игровой.

Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»

Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».

Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»

Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».

Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»

Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».

Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»

Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».

Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.

Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей - достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос. В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей.

Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.

Статья прочитана 12 575 раз(a).

«Мама, а почему слон больше верблюда?», «Почему одуванчик желтый?», «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?» - такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чувство гордости за свое чадо. И взрослые стараются соответствовать – смотрят энциклопедии, спрашивают у специалистов, объясняя детально самому умному на свете ребенку, почему взлетает самолет, а корабль не тонет в море. Но вопросы не прекращаются, и родительский энтузиазм постепенно угасает под напором новых «почему», на которые становится невозможно ответить. «Мама, а почему чеснок пахнет колбасой? Почему наступает ночь, если выключишь свет? Почему свинку не стирают в машине?» Постепенно чрезмерное любопытство ребенка становиться настоящей пыткой для мамы и папы, которые уже не в состоянии отвечать на многочисленные вопросы. Что же делать в этом случае? Как реагировать и поступать? Прежде всего, не надо пугаться. Ваш малыш дорос до самого интересного, забавного и незабываемого возраста – «возраста почемучек». Постарайтесь понять собственного ребенка.

Интересный детский возраст

Когда и почему малыш превращается из сосредоточенно молчащего человечка в интересующегося всем на свете говорливого непоседу? Обычно такой период приходится на самый исследовательский детский возраст - от 3 до 5 лет. Именно в это время у ребенка появляется «зверский аппетит» к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы сыплются как из рога изобилия, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой.

Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы или с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается, ссылаясь на «потом», всеми способами стараясь избежать ответа «не знаю», роняющего родительский авторитет в детских глазах. Но подобные уловки вряд ли подействуют. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не успокоится, пока не услышит ответа на интересующий вопрос. Попробуйте отговориться и тут же «почемучка», почувствовав фальшь, задаст массу дополнительных вопросов, потребует понятных разъяснений. Не думайте, что это знакомо только вашей семье. Помните «Маленького принца», где Антуан де Сент-Экзюпери с легкостью и любовью показал самую суть «почемучного» состояния:

«Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум:

- Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто из злости.

Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:

- Не верю я тебе!»

Особенности детской логики

Очень интересно, в плане словесного выражения, начало этого периода. Ребенок совсем не сразу начинает задавать вопросы: «почему?» и «как?» На начальном этапе он осторожно, и как бы про себя констатирует интересные ему факты. Чаще всего кроха делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления: «Странная какая-то собака - сама белая, а голова черная. Может в краску упала, а может ее разрисовал кто, а может сама такая…». Как будто малыш и не ждет от взрослого никаких пояснений. А если такие объяснения поступают, он, вроде как, и не слушает их. Просто смотрит и отмечает какую-то непонятную странность. Эти размышления об окружающем мире и есть первое, еще не озвученное «Почему?» Просто он надеется, что вы сами поймете намек и невзначай ответите на незаданный вопрос. Но эта нерешительная мягкость ненадолго.

Но с каждым днем малыш становится все более и более настойчив, требуя необходимых разъяснений. Он задает вопросы и ждет ответов, потому что хочет, нет, требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья - для ребенка это очень важно. Поэтому ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию.

Кроме того, родители должны проявить терпение, доброжелательность и постоянную готовность отвечать на вопросы. Ведь «почемучки» требовательны и упрямы. Они хотят все знать, здесь и сейчас. Они обижаются, если вы молчите и сердятся, если вы врете. Они беспардонно, забыв про вложенные хорошие манеры, отвлекают взрослых от дел. Отнеситесь к этому спокойно и уважительно: такая настойчивость - не что иное, как стремление донести, что сейчас маленький человек занят самым важным делом на свете - исследованием окружающего мира, пытается проникнуть в его устройство и сущность, познать таинство предметов, слов, явлений и событий. В этом возрасте дети пропускают естество жизни сквозь себя, через собственное восприятие.

Познавательная активность ребенка подобно торнадо, набирающему силу, вовлекает всё и вся в свое изучение мира. Стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов. С геометрической прогрессией пополняется словарный запас, дети играючи пробуют, как будут звучать слова в той или иной грамматической форме. Они с легкостью иллюзиониста сочетают несочетаемое, фонтанируя интересными, творческими решениями. Фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет.

Какой должна быть реакция родителей?

Не стоит обижать «почемучку» своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить свое понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе. Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно. В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять и помочь «почемучке», маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами. Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение. Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость.

Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов «почемучки»? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит, и его любознательность сведется к нулю. Позже, на уроках в школе он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками - «Ему ничего не интересно». А ведь малышу было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек любознательности потух.

Замечательные слова о любознательности есть в книге С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»: «Любознательность - крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится».

Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия - вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Совместное познание мира

Как взрослому включиться в процесс детского познания? Это не совсем просто. Вот несколько практических советов, которые помогут в этой ситуации.

  • Чтобы познания малыша развивались эффективнее, помогите ему, включитесь в деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток вопросов.
  • Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас.
  • Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей «почемучки».
Можно порекомендовать упражнения, которые вы узнали или придумали, воспитателям детского сада. Можно, напротив, поинтересоваться у воспитателей и психологов в саду, какие они посоветовали бы игры, помогающие поддерживать любознательность и развивать познавательную деятельность ребенка.

Например, такие упражнения, помогающие взрослому систематизировать процесс познания мира. Они позволят ребенку увидеть взаимосвязь процессов и явлений.

Упражнения

1. «Цепочка вопросов»

Начните задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начиная, например, с вопроса: «Откуда берется вода в озере?» Примерный ответ: когда идет дождь, в озере накапливается вода. Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?». Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать.

Время от времени можно блеснуть собственными познаниями, особенно если малыш затрудняется с ответом. Это значительно повысит его тягу к знаниям и ваш родительский авторитет. Ну, а если некоторые вопросы поставят вас в тупик, не бойтесь признаться в этом, ведь главное не знания, а желание и умение их получать!

2. «Что каким бывает»

Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: «А что шире - ручеек или река?»

Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

Когда ребенок рассматривает игрушку и мама просит ее описать, то надо назвать побольше признаков, присущих этому предмету. Когда же берется только один признак, то дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этой особенностью. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает при затруднениях), уточняется смысл слов, они выступают для ребенка в самых разнообразных сочетаниях.

3. «Вопрошайка»

В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл. После этого попросите дитя составить небольшой рассказик по этой картинке.

4. «Что нового?»

Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов - полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д.

5. «Перевоплощения»

Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем.

Игры

1. «Кто летает»

Выбирается ведущий. Он спрашивает: «Ворона летает?», «Самолет летает?», «Дом летает?» Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе «да» можно подниматься на одну ступеньку вверх или просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места (об этом договариваются заранее).

2. «Продолжи фразу»

Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь.

Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например, «Зимой идет снег, а летом…..», и кидаете ему мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик.

«Яблоки растут на дереве, а морковка……»

«Во Франции говорят по-французски, а в Англии…..»

3. «Продолжи слово»

Игра похожа на предыдущую. Вы говорите первый слог, а концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но заранее договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пусть теперь он придумывает начало, а вы - окончание. Это хорошая возможность для малыша пополнить свой словарный запас.

4. «Профессии»

Вы задаете вопрос: «Что делает…..?» и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать названия профессий, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, и заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд «Что делает врач?», «Что делает ветеринар?» и объяснить ребенку разницу между этими профессиями.

5. «Кто больше знает…»

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает, например, предметов круглой формы? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите «круглые» слова: мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним. Эта игра способствует повышению самооценки, дает ощущение значительности. Итак, кто больше знает…холодного, теплого, зеленого, поющего и так далее.

Ваши старания обязательно принесут пользу, научат ребенка видеть взаимосвязь, а вас приобщат к пониманию собственного умника.

Замечательно, если вы испытываете радость, отвечая на каверзные вопросы, и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление. А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Да, несомненно, «почемучкины» вопросы порой утомительны. Кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в доме возможна только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние. Этот возраст, увы, быстро проходит, суматошное время надо просто пережить, но пережить с наслаждением.

Подумайте о том, что обращаясь именно к вам, ребенок тем самым показывает, насколько авторитетным, значимым и знающим человеком вы для него являетесь. Таким образом, помимо познания, бесконечными «почему?» он демонстрирует доверие и любовь. Так оцените это по достоинству.


Самое обсуждаемое
Emi школа екатерины мирошниченко Emi школа екатерины мирошниченко
Вязанная безрукавка спицами для детей Вязанная безрукавка спицами для детей
Примерная тематика бесед и лекций для родителей Тема индивидуальных бесед с родителями дошкольников Примерная тематика бесед и лекций для родителей Тема индивидуальных бесед с родителями дошкольников


top