Запоминаем легко: как сделать свою память более эффективной. Возрастные и индивидуальные особенности запоминания у дошкольников Метод мультисенсорной рецепции

Запоминаем легко: как сделать свою память более эффективной. Возрастные и индивидуальные особенности запоминания у дошкольников Метод мультисенсорной рецепции

Даже людям, далеким от процесса обучения, время от времени требуется быстро запомнить некоторую информацию – пароли, тезисы доклада, массивы цифр. Школьники и студенты почти каждый день сталкиваются с необходимостью тренировать память. Ученые давно доказали, что механическое запоминание неэффективно, и придумали множество различных техник.

Техника запоминания информации

Фото Shutterstock

Организация информации

Упорядоченную информацию гораздо легче запомнить, чем хаотичную. Так, если вам нужно запомнить, что купить в магазине, проще всего составить список из нескольких позиций. Памятуя о том, что в списке было 9 пунктов, ваш мозг будет искать ответ, пока все позиции не будут мысленно помечены «галочкой».

Классифицируйте то, что требуется запомнить. Возвращаясь к списку продуктов, гораздо проще разделить его на несколько подгрупп, руководствуясь, например, отделами в магазине – молочный, рыбный, мясной, бакалея, а не стараться уместить в памяти случайный набор товаров.

Запомнить более сложную информацию помогают схемы, таблицы, диаграммы и графики. Составляя их, вы не только сортируете и обобщаете, ищите сходства и различия, но и обращаетесь к пространственной памяти, подключая ее в процесс запоминания.

Визуализируй это

Визуализация – мощное средство для запоминания. Чтобы назвать предметы, стоящие в вашей комнате, вам достаточно мысленно представить себе картинку – вид помещения и вот вы уже готовы перечислить все без исключения. Яркий, четкий мысленный образ поможет запомнить имена, маршруты, структурированную по ключевым словам информацию.

Если вам требуется запомнить много имен и связать их с лицами, выделяйте в каждом человеке характерную особенность, кидающуюся в глаза, и мысленно крепите к ней «ярлычок» с именем. Стараясь удержать в памяти маршрут, ставьте в уме красные галочки на примечательных деталях, встречающихся вам по пути. Наш мозг лучше всего «цепляется» за странные, необычные образы, поэтому, чем нелепее будет картинка – тем лучше. На технике визуализации основана методика «снимков», когда необходимые для запоминания вещи организовываются в некую картинку, с которой мысленно делается фотография.

Если вы не визуал, старайтесь запомнить информацию, используя ваш привычный канал восприятия – через звуки, запахи, ощущения. Так, запоминая дорогу, выделяйте не яркую деталь, а звук, с которым трамвай пересекает неровность на рельсах , запах булочной на углу и тому подобные вещи.

Рифмуйте

Маленькие дети легко запоминают алфавит, потому что он зарифмован. На свете существуют сотни смешных стишков, позволяющих запомнить те или иные вещи – неправильные глаголы, мышцы тела, слова-исключения. Придумывайте свои стихи и чем смешнее, тем лучше, потому что наш мозг любит «развлекаться» и веселый нелепый рифмованный текст он запомнит лучше, чем нужную, но серьезную информацию.

Например, для того, чтобы запомнить ударения в сложных словах, кто-то приумал такой стишок: Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта

Пользуйтесь аббревиатурами и акронимами

Аббревиатуры и акронимы делают информацию компактной. Легче запомнить США, чем Соединенные Штаты Америки, удержать в памяти ГЛОНАСС, а не Глобальную навигационную спутниковую систему. Если вам, к примеру, надо запомнить названия рек или горных пиков, организуйте их первые буквы в звучное слово, лучше всего такое, которое вызывает у вас приятную ассоциацию. Не старайтесь придать аббревиатуре смысл, если не получается, она все равно останется в памяти. Например, бессмысленное слово ДАМАН, обозначающее порядок ударения в стихах трехсложных размеров, все равно проще запомнить, чем то, что стих, в котором ударение падает на первый слог называется дактилем (ДА), на второй – амфибрахием (АМ), а на третий - анапестом (АН).

Как запоминать цифры и формулы

Для тех, кому постоянно необходимо быстро запоминать большие массивы цифр, была придумана методика, по которой каждой цифре соответствует какое-либо изображение, выбранное по наиболее удобной для запоминающего ассоциации. Так, двойка для кого-то лебедь, семерка – сабля, четверка – стул и так далее. Чтобы запомнить ряд цифр, придумайте про них историю и зафиксируйте ее в памяти при помощи яркой картинки. Например, 274 – это лебедь с саблей забрался на стул. Согласитесь, такое не так уж просто забыть.

Согласно этой методике можно легко запомнить и формулы, также представив латинские буквы и символы (вычитание, сложение, деление и т.п.) в виде каких-либо зверей или предметов.

Запоминая просто длинное число, делите его на «кусочки» из 3-4 цифр. Ученые давно доказали, что именно этот объем информации идеален для нашего мозга

Запоминайте через «приятное»

Чтобы запомнить что-то скучное и неинтересное, постарайтесь найти к нему какую-то яркую, важную для вас пару. Например, если вы любите древнегреческую философию, а вам приходится учить историю Китая, запомните, что Конфуций был на 10 лет младше Сократа.

Придумывайте истории

Чтобы запомнить некую последовательность, придумывайте коротенькие истории. Например, чтобы быстро запомнить, в каком порядке идет классификация организмов: - царство; - тип; - класс; - отряд; - семейство; - род; - видов, можно использовать такое предложение: «царь Тимофей квас оценил с соком, ромом и водкой».

Несомненно, что в процессе развития и роста человека память, как и другие психические функции, проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатлений, с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас слов разговорной речи.

Изучение памяти детей до 4-летнего возраста проводится мало. Сведениями о первых годах жизни ребенка мы обязаны повседневным систематическим наблюдениям, которые производились исследователями этого возраста.

Память у детей можно заметить уже на первом году жизни . Наблюдения показывают, что первоначальная функция памяти связана с врожденными инстинктивными реакциями, например с реакциями на осязательные и на вкусовые раздражения губ. Эти реакции протекают по типу безусловных рефлексов и представляют собой то, что можно было бы назвать наследственной памятью. Проявляются они уже в первые часы жизни ребенка. В дальнейшем ребенок начинает реагировать на приготовления к процедуре кормления: это то, что может быть уже названо условным рефлексом.

Из разнообразных проявлений памяти первым, бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений. Ребенок узнает неоднократно воспринимаемые вещи, лица, обстановку. Это выражается в улыбке ребенка при виде матери, няни, знакомого предмета и в удивлении при попадании в незнакомую обстановку. Уже на первом году жизни, начиная с 3- 4 месяцев, ребенок узнает небольшой круг предметов и лиц в течение очень короткого промежутка времени после восприятия. Дальнейшее развитие этой способности идет в двух направлениях. Во-первых, узнавание становится возможным через все больший интервал после восприятия. Так, на втором году жизни интервал времени достигает уже нескольких недель, на третьем году нескольких месяцев, а на четвертом - больше года. Во-вторых, постепенно расширяется круг предметов, которые ребенок запоминает: со второго года дети узнают привычную обстановку и предметы, а на третьем году помнят однократно воспринятые впечатления, например человека, случайно посетившего семью. В этом возрасте особенно ярко запоминаются эмоционально окрашенные события приятного и неприятного свойства, например ребенок узнает через несколько недель врача, причинившего ему боль.

Со второго года у детей наблюдается не только способность к узнаванию, но и возможность воспроизведения без повторного предъявления знакомого предмета либо его названия. Так, ребенок годовалого возраста, забросив мяч на диван, через час помнит, где он находится. У полуторагодовалого ребенка воспоминания всплывают уже через более длительный период времени, примерно через день. Эти воспоминания в раннем детстве представляют уже следующую после узнавания фазу развития памяти и отражаются в рассказах детей о пережитом.

Память ребенка быстро развивается и пополняется. Взрослые обучают ребенка выполнять необходимые действия: одеваться и раздеваться, мыть руки перед едой, пользоваться вилкой и ложкой, соблюдать чистоту. Все это требует запоминания. В младшем дошкольном возрасте, до 3-4 лет (точнее с двух до пяти лет), ребенок приобретает огромный запас слов обыденной речи. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать. В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку. Дети любят играть роль проводников в часто посещаемых местах. Они способны запоминать стихотворения, тексты, песенки. Однако заучивание в дошкольном возрасте происходит главным образом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностью осмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда - меньшей возможностью использования ассоциаций, и недостаточным опытом и знакомством с приемами запоминания.

В раннем возрасте дети обычно не ставят перед собой цели запоминать что-либо и поэтому, как указывает А. А. Смирнов, «не столько они запоминают то или иное, сколько оно само запоминается у них». Своей памятью дети удивляют нас лишь в тех случаях, когда то, что ими запоминается, связано с их интересами, воздействовало на них эмоционально, поразило. Именно это и служит у детей основой быстрого и легкого запоминания. Усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер. Сознательное запоминание и заучивание формируется, как правило, с начала школьного возраста. Тем не менее можно добиться усвоения определенного материала и в более раннем возрасте. Так, Гиллет производил опыты над своим двухлетним сыном, показывая ему ежедневно несколько цветных картинок, изображающих птиц и животных. На 24 день ребенок запомнил названия всех показанных ему птиц, а через 21 день - 52 названия животных.

Определение самого раннего возраста, с которого возможно припоминание, затруднительно и обычно основывается на воспоминаниях взрослых о своем детстве. В литературе встречаются только отдельные указания на возможность запоминания в возрасте 6-8 месяцев, одного года, полутора лет . Но все это основано на единичных наблюдениях. Отмечено, что при перемене места жительства в четырехлетием возрасте большинство детей не помнит места прежнего своего проживания. По-видимому, пятый год нужно считать в среднем первым годом более или менее удовлетворительного запоминания. Начиная именно с этого года, впечатления детства сохраняются на всю жизнь. Впрочем, имеется большое количество наблюдений о первых отрывочных воспоминаниях, связанных с событиями второго и третьего года жизни. Так, проведенный психологами опрос большой группы студентов показал, что у 22,5% опрошенных первые воспоминания относятся к возрасту до трех лет, у 45,3% - к трем-четырем годам, у 32%-к возрасту старше четырех лет. Следует отметить, что эти ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны, немногочисленны. Обычно речь идет о двух-трех отдельных воспоминаниях, относящихся к раннему детству. Что касается более или менее систематизированных воспоминаний, то они начинаются с более позднего возраста: у 7,3% они относятся к пяти годам, в 23,4% к пятишести, у 28,2% к шести-семи и, наконец, у 41,7% испытуемых они отмечены начиная только с возраста в семь-десять лет.

Значительные изменения в развитие памяти ребенка вносит поступление его в школу. К числу таких изменений относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти, т. е. количества предметов, которое нужно запомнить после однократного восприятия. При необходимости запомнить один и тот же материал ребенок дошкольного возраста тратит больше времени и делает больше повторений, чем в школьном возрасте.

Объем памяти у старших детей увеличивается. Но наиболее существенные перемены происходят в качественных особенностях их памяти. Одной из главных таких перемен является переход от непроизвольного запоминания, типичного, как уже указывалось, для более раннего возраста, ко все более произвольным запоминанию и припоминанию. Занятия, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, заставляют запоминать не только непроизвольно, но и целенаправленно. К концу дошкольного периода ребенок уже в определенной степени подготовлен к произвольному запоминанию. Школьное обучение требует именно этого вида памяти и в свою очередь в дальнейшем развивает его.

Обучение требует, кроме того, сознательного запоминания. В первую очередь образуются связи чисто словесные. Постепенно развивается логическая смысловая память, которая доминирует в старшем школьном возрасте. Как указывает А. А. Смирнов, совершенно неверны утверждения некоторых психологов, что до подросткового возраста память детей будто бы носит механический характер. В действительности дело обстоит иначе. Экспериментальные исследования показывают, что разница между взрослыми и детьми заключается не в том, что дети старшего, дошкольного и младшего школьного возраста запоминают механически, а в том, что, запоминая осмысленно, они опираются больше на наглядно воспринимаемые связи между предметами и явлениями. Кроме того, дети такого возраста не владеют еще достаточным опытом запоминания, не знают еще, что нужно делать, чтобы способствовать заучиванию. Они могут, например, группировать мысли, когда такая задача специально ставится перед ними, придумывать заглавия отдельным частям текста и даже составить план материала, но не могут пользоваться всем этим как средством запоминания без указаний учителя.

Психологи накопили большой экспериментальный материал о запоминании в школьном возрасте. Прежде всего неоднократно исследовались возможности непосредственного воспроизведения. Полученные данные определенно говорят о слабости непосредственного воспроизведения у детей в начале школьного периода, об улучшении его в более старшем школьном возрасте. Однако еще в возрасте 13-14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Повседневные наблюдения вполне согласуются с такими представлениями. Известно, что при диктовке длинных фраз дети не в состоянии запомнить материалы без повторения. Это противоречит распространенному мнению, будто дети способны лучше заучивать, чем взрослые. Эксперименты с заучиванием даже элементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений, и следовательно больше времени, для безошибочного воспроизведения. Однако дети дольше удерживают в памяти более медленно заученное, т. е. у них при более слабой способности к запоминанию прочность заученного выше.

В литературе, кроме того, имеются указания, что отдельные виды памяти развиваются у детей с различной быстротой. Опытами установлена последовательность этого развития. Так, у мальчиков вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и, наконец, последнее - память на пережитые эмоции. У девочек имеются некоторые отклонения от этой последовательности: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и также на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

По имеющимся данным, зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков. Отмечается также разница в темпе развития памяти у тех и других в различные возрастные периоды: до 10 лет мальчики впереди девочек; между И и 14 годами развитие памяти у девочек, в среднем, идет лучше. Начиная с 14 лет мальчики догоняют девочек и часто обгоняют их. Однако нельзя считать это правилом, так как наблюдается много исключений.

Трудно решить вопрос о возрасте, когда функция памяти достигает расцвета. Психологи высказывают по этому вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимум относится к началу половой зрелости, другие констатируют, что прогрессирование способности запоминания затягивается до 25 лет. Как показывают исследования известного русского психиатра С. С. Корсакова, память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает. Господствует мнение о максимальном развитии памяти до 25-летнего возраста. Дальше следует период стабилизации, на продолжительность которого также нет единого взгляда. Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет; поэтому и память в этом периоде отличается наибольшей восприимчивостью. Однако биографии многих замечательных людей и факты повседневной жизни убедительно показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и памяти. И. П. Павлов до последних дней своей жизни (86 лет) продуктивно трудился и обогащал науку. Гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет дал человечеству свое бессмертное творение - «Фауст». Известный немецкий писатель Цвейг отмечал, что Лев Толстой сохранял до преклонного возраста острое зрение, ясный слух, исключительно хорошее обоняние. Великолепным, непоколебимым остался ум. Искрилась речь. Острая память хранила каждую деталь.

Наиболее полное развитие памяти совпадает с самым активным и творческим периодом в жизни человек а, когда имеется значительный запас знаний, который создает большие возможности для различного рода ассоциаций, прежде всего логически-смысловых. Имеет значение активное участие человека в жизни, сложившиеся интересы к определенному роду деятельности, области знания, искусству, музыке, к вполне осознанным задачам. Все это поддерживает известное эмоциональное напряжение, которое, несомненно, является благоприятной базой для наиболее полного проявления функции памяти у взрослого человека.

В преклонном возрасте отмечается ослабление памяти. Старческая особенность памяти - забывание текущих событий. Чаще всего этим дело и ограничивается. Лишь в отдельных случаях на фоне грубых изменений в сосудах мозга теряются трудовые навыки, забываются иностранные языки, не воспринимается новое, затем теряется эмоциональная память и, наконец, память привычек.

Примером такой потери памяти могут служить последние годы жизни знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея. На склоне лет он не узнавал своих книг, утратил все профессиональные знания.

Впечатления детских лет сохраняются дольше всего. У полиглотов раньше забываются наиболее поздно выученные языки. Известен такой случай. В одной из больниц Нью-Йорка умирал глубокий старик. Детство он провел на родине в Италии, юность во Франции, потом долго жил в Америке. И вот в начале заболевания он разговаривал по-английски, когда его состояние ухудшилось, он забыл английский язык и стал изъясняться по-французски, а в день смерти он говорил только по-итальянски.

Ослабление памяти в старости - явление довольно частое и вполне обычное. Гениальный композитор Бетховен, который, как известно, незадолго до смерти потерял слух, еще раньше начал страдать сильной забывчивостью. Но до конца своей жизни он сохранил необычайную память в области музыкального искусства. Так, например, он знал наизусть многие творения любимых композиторов. В то же время он не помнил имена своих близких родственников, однажды даже забыл свое собственное имя. Такая почти изолированная сохранность профессиональной памяти может объясняться, по-видимому, особой одаренностью композитора и направленностью его интересов, что придает запоминаемому яркую эмоциональную окраску.

Показано также, что в старческом возрасте изменяется структура памяти: раньше увядает механический компонент, слабеет непосредственное воспроизведение, фиксация текущего опыта и чувственная память. Таким образом, функции, возникшие раньше, первыми и ухудшаются. Удержанию материала в памяти, как уже указывалось, способствуют главным образом смысловые связи, а не механический компонент. В глубокой старости слабеют и внутрисмысловые связи.

В старческом возрасте люди обычно отходят от активной деятельности, что влечет за собой сужение круга интересов и разрыв многих жизненных связей. Этот возраст характеризуется, кроме того, снижением эмоциональности, уровня бодрствования и внимания, что, несомненно, неблагоприятно сказывается на функции памяти.

Наряду с указанными факторами, на ослабление памяти в преклонном возрасте оказывает влияние и ухудшение кровоснабжения мозга. В таких случаях в наиболее неблагоприятных условиях оказываются структуры мозга (гиппокамп), осуществляющие фиксацию нового опыта. Особенностями кровоснабжения мозга у стариков, наряду с перечисленными выше факторами, и объясняется преимущественное нарушение памяти на недавние события, в то время как память на события многолетней давности в значительной степени сохраняется.

В старческом возрасте отмечается еще один неблагоприятный фактор морфологического характера - уменьшение числа нейронов. Подсчитано, что головной мозг человека после 35-40 лет ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Уменьшается нейронная база памяти, хотя указанная потеря и не существенна для мозга, содержащего миллиарды клеток.

В заключение следует подчеркнуть, что в представленной схеме зависимости памяти от возраста имеется много исключений, особенпо в пожилом возрасте. Нередко прекрасная память сохраняется до глубокой старости, и ослабление ее в преклонном возрасте совершенно необязательно.

Вопрос № 10

Понятие о памяти. Особенности развития памяти на разных возрастных этапах.

Память - это психический процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

I . Деление памяти по времени сохранения материала,

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную долговременную и генетическую память:

- Мгновенная или иконическая память представляет собой непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0, Это – память-образ.

- Кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Ее длительность в среднем около 20 секунд без повторения.

- Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

- Долговременная память – это память в интересах длительного сохранения информации после многократного повторения. Это память способная хранить информацию в течении практически неограниченного срока.

- Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

II . По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Вкусовая, осязательная, обонятельная память . Роль этих видов памяти в основном сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

III . По характеру запоминаемого материала

Наглядно-образную – представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы.

Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память – память на движения.

Эмоциональная память – память на переживания.

IV . В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память представляет собой запоминание смысла изучаемой информации.

IV . По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):

Непроизвольная память предполагает запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Произвольная память характеризуется тем, что специальная мнемическая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти :

Запоминание – представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Забывание исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей.

Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении .

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Эффективность запоминания зависит от:

Наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

Важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);

Сочетания запоминания и применения;

Использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);

Эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

Осмысления (глубокого понимания) материала;

Количества повторений;

Психического состояния человека и т.д.

Свойства памяти

Память любого человека характеризуется следующими свойствами:

- объем – представляет собой количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации;

- быстрота запоминания – способность человека достигать определенной скорости обработки и использования информации;

- точность воспроизведения – характеристика памяти, которая показывает способность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;

- готовность к воспроизведению – способность человека всегда активно использовать всю запечатленную информацию;

- длительность сохранения – свидетельствует о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения.

Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя».

По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает овладевать приемами смыслового запоминания (классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.)

Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемоническим приемам, то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти.

Процесс усвоения новых знаний ребенком способствует развитию у него произвольной памяти.

В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические приемы. Воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.

Замедляется развитие механической памяти.

Чаще всего для оценки памятиподростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.

Техника запоминания информации так же важна, как и само запоминание. Повторение – важный этап закрепления изучаемого материала, который необходим для длительного и крепкого запоминания.

Психология запоминания: процесс запоминания

Но нужно знать некоторые закономерности процесса повторения:

  • Заучивание материала происходит неравномерно: часть заученного материала будет плохо воспроизводиться в памяти, но с новыми повторениями припоминание заученного увеличится.
  • Также заучивание происходит скачками, именно поэтому несколько повторений подряд не дают большого прироста в припоминании, но при последующих повторениях объем заучиваемого материала резко увеличивается. Это происходит из-за того, что человек припоминает сразу небольшое количество информации.
  • Если материал для запоминания легкий, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Сложная часть этого материала будет усваиваться медленнее.
  • Если материал для запоминания сложный, то процесс усвоения и запоминания, будет сначала медленным, позже быстрым, ведь объем изучаемого материала увеличится при многократных повторениях.
  • Повторение необходимо не только для того чтобы выучить, но и для того чтобы закрепить полученную информацию.

    Повторение должно быть активным и разнообразным, например: пересказ устный или письменный после прочтения материала; попробуйте начертить таблицу, написать вопросы к этому материалу.

    Чтобы лучше усвоить заучиваемое нужно обязательно его пересказать, что не только улучшит ваши знания по данной теме, но и послужит прекрасной тренировкой памяти, надолго закрепит изученное.

    Запоминание информации: правила запоминания

    Можно выделить два уровня повторения:

  • Когда мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций (ключи), например, на каждый вопрос ассоциативно строится список ключевых моментов, по которым будет формироваться ответ.
  • Повторение с припоминанием всей информации, весь материал повторяется от начала до конца, при этом лучше материал разделить на части, чтобы хватило сил и терпения повторить все сразу. При этом материал повторяется последовательно частями с небольшими перерывами между ними, но без возвращения к началу.

    Повторение должно быть рационально распределено, т.е. повторение должно быть через определенное время, но и при этом повторения должны быть разнообразными и активными, например: при заучивании стиха лучше повторять то, что учишь устно и письменно.

    Методика запоминания: быстрое запоминание

    Заучивать материал сразу, до конца и полностью не стоит, полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все, и лишь спустя некоторое время можно обратиться к нему уже с целью заучивания.

    В психологии существует такое понятие - реминисценция, т.е. через некоторое время вспоминается больше, чем вспоминалось ранее. Но если вы зазубрите текст намертво, то улучшаться отсроченное воспроизведение не будет, а вот ухудшаться может.

    Эксперимент: попробуйте испытать себя сами - один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите примерно на 3/4 объема и устройте перерыв, позволив памяти без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

    Способы запоминания: запоминание текста

    Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если вы запоминаемый материал изучался без повторения. Вот почему так важно первое мысленное повторение проделать сразу после запоминания.

    Остальные мысленные повторения текстовой или речевой информации (запоминание текста) можно проводить по схеме:

  • Второй раз информация повторяется через 15-20 минут после первого.
  • В этот же день информация повторяется в третий раз через 6-8 часов.
  • Четвертое повторения изучаемого материала следует проводить через 24 часа, т.е. на следующий день.

    Приемы запоминания

    Можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п.

    Можно запоминать комплексным методом, например, текст сначала запоминается целиком, в общих чертах, а затем уже повторяется как одно целое.

    При работе с большим объемом материала хорошо запомнить его целиком достаточно сложно, поэтому информация дробится и запоминается частями.

    Перед заучиванием лучше быстренько просмотреть или прочитать текст, и только затем приступать к изучению.

    При первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полного запоминания.

    Знание принципов запоминания информации позволит вам рационально использовать время, выделенное на обучение, и при этом усваивать гораздо больше информации и на более длительный срок.

    Иными словами, ваша память будет работать намного эффективней, чем это было ранее.

    Кривая Эббингауза

    Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

    Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти - запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

    В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации , через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

    Эббингауз установил, что:

  • основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием - в этот период теряется наибольший объем материала.
  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст “Дон-Жуана” Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
  • заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
  • «эффект края» - явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
  • если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

    Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

    Как не забыть

    Что такое память и как ее тренировать?

    Законы памяти:

    1. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное «зазубривание» материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал.
    2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так и сознание человека не сохранит туманных впечатлений.
    3. Поскольку впечатления напрямую связаны с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.
    4. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу, прочно и надолго и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
    5. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
    6. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
    7. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
    8. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
    9. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяет человеку сконцентрировать свое внимание, а следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.
    10. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае информация лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
    11. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют.
    12. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния способствует припоминанию.
    13. Четкое зрительное впечатление очень прочное. Однако комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым.
    14. Внимательность, внимательность и еще раз внимательность. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета и формы предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом сможет ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз.

    Многие люди ошибаются, когда их просят сказать какой цифрой, римской или арабской, изображена цифра шесть на циферблате их механических часов. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил этого факта.

    Повторение - мать учения

    Дейл Карнеги называет повторение «вторым законом памяти» и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это». Объемный материал запоминается легче, если разбить его на части. Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Кроме того, следует помнить, что новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилием внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено. Желательно, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал заучивается наизусть.

    Таблетки для улучшения памяти и внимания

    В современной фармакологии есть особая группа препаратов, предназначенных для улучшения памяти и внимания – ноотропы. Они обеспечивают улучшение умственной деятельности, активируют когнитивную функцию, улучшают кровоснабжение головного мозга. Специалисты утверждают, что подобные лекарственные средства только могут снизить проявляющиеся расстройства концентрации памяти и внимания, однако увеличить их показатели по сравнению с нормальными они не в состоянии. Нужно отметить, что не следует принимать таблетки для улучшения памяти без серьёзной необходимости, поскольку это не принесёт желаемого результата и может привести к развитию осложнений со стороны нервной системы. Основные препараты, улучшающие память и внимание

    Пирацетам

    Данный препарат относится к группе ноотропных средств, оказывающих положительное влияние на работу головного мозга, на метаболические процессы, которые происходят в нём. Пирацетам улучшает функции внимания и памяти, стимулирует умственную деятельность. Показаниями для его приёма служат такие состояния, как:

    Аминалон

    Данный препарат также относится к группе ноотропных средств, применяемых для восстановления метаболических процессов в головном мозге, улучшения переработки в нём глюкозы и выведения токсичных веществ. Назначается в следующих случаях:

    Фенибут

    Лекарственное средство Фенибут нормализует обменные процессы головного мозга, стимулирует кровоток в данном органе, снижает тонус его сосудов. Благодаря ему можно снять нервное напряжение, ощущение тревоги, избавится от бессонницы. При правильном использовании препарата достигается улучшение умственной и физической работоспособности, улучшить памяти и внимание. Основными показаниями Фенибута являются:

    Глицин

    Препараты для улучшения памяти включают также и довольно распространённое средство Глицин. Он способен повысить работоспособность, нормализовать состояние сна, снизить раздражённость, конфликтность, и вследствие этого значительно улучшить функции внимания и памяти. В круг его побочных эффектов входит только развитие аллергических реакций, которое обычно встречается в единичных случаях.

    Витамины для памяти и внимания

    Основной и наиболее главной группой являются витамины группы B . Эти вещества способствуют улучшению памяти, внимания, интеллектуальному росту, а также поддерживают психику и нервную систему. Витамины группы В также являются превосходными антиоксидантами, избавляют человеческий организм от усталости, депрессии и стрессов, питают клетки мозга и эффективно защищают их от преждевременного старения. Наиболее важными витаминами можно назвать:B1 (тиамин), B3(никотиновая кислота), B5 (пантотеновая кислота), B6 (пиридоксин), B9 (фолиевая кислота), B12 (цианокобаламин) . Существуют и другие витамины, которые также улучшают работу мозга, функции памяти и внимания: D (кальциферол), E (токоферола ацетат),P (биофлавоноиды) .

    Витамины для памяти и внимания можно получать из различных продуктов растительного и животного происхождения, однако сегодня разработаны специальные комплексы, где содержится их оптимальная суточная доза. К ним можно отнести« Запоминание - Как читать, запоминать и не забывать | - для самых занятых | | | | | | |


  • Самое обсуждаемое
    Святки (Святочная неделя) Святки на руси история и традиции Святки (Святочная неделя) Святки на руси история и традиции
    Защита от энергетических вампиров Как защитить себя от вампира Защита от энергетических вампиров Как защитить себя от вампира
    Сочинение описание подруги Сочинение описание подруги


    top