С чего надо начинать чтобы стать изобретателем. Как становятся изобретателями

С чего надо начинать чтобы стать изобретателем. Как становятся изобретателями

Многим нравится идея зарабатывать на жизнь изобретениями. Кто бы отказался быть самому себе начальником и получать прибыль благодаря творчеству? Тем не менее, быть изобретателем - не так уж просто. Сложно найти продукты, которые будут пользоваться спросом на переполненном рынке товаров и услуг. Придется потратить немало времени, чтобы создать продукт, необходимый потребителям. Затем потребуется разработать опытный образец и показать товар потенциальным инвесторам. Также не забудьте запатентовать свое изобретение, чтобы в случае чужого интереса защитить свою интеллектуальную собственность. Следует понимать, что изобретатели регулярно сталкиваются с отказами, поэтому научитесь спокойно переносить временные неудачи и с каждым разом становитесь сильнее.

Шаги

Часть 1

Детство

    Учитесь мыслить творчески. Если в детстве вы мечтаете быть изобретателем, то ищите способы развивать свои творческие способности. Изобретатели умеют мыслить нестандартно и способны находить новаторские решения различных проблем. Ищите способы развивать свои творческие способности.

    • Находите время на спонтанные игры. Попробуйте выключить игровую приставку и просто побыть в своей комнате наедине с простыми игрушками вроде плюшевых зверушек и различных наборов для творчества. Так вам придется каждый день находить оригинальные способы весело провести время, а не полагаться на традиционные развлечения - видео, компьютеры или настольные игры.
    • Читайте ради удовольствия. Люди, которые много читают в свое удовольствие, обычно намного изобретательнее тех, кто не любит читать.
    • Занимайтесь творчеством. Рисуйте, разукрашивайте, делайте фигурки из глины, пишите стихи и находите другие способы развивать свои творческие способности.
  1. Сосредоточьтесь на предметах НТИМ. Этот акроним расшифровывается как наука, технологии, инженерия и математика. Такие области знаний очень важны для изобретателя, поскольку любое изобретение требует определенных навыков и умений. Во время учебы в школе уделяйте особое внимание таким предметам.

    • Сосредоточьтесь на естественных науках. Запишитесь в кружок, посещайте дополнительные занятия и факультативы.
    • Интересуйтесь современными технологиями и разработками. Найдите курсы по информатике и программированию или обработке различных материалов.
    • Изучайте математику вне рамок школьной программы. Изобретателю всего пригодятся глубокие знания по математике.
  2. Запишитесь в школьные кружки и секции. Изобретателю важно учиться у других. Возможно, у вас в школе или рядом с домом есть кружки для юных изобретателей или техников. Дополнительные занятия и увлечения помогут превратить вашу мечту в реальность.

    • Станьте участником кружка юных техников, чтобы изучать прикладные науки. Также запишитесь в шахматный клуб и развивайте логическое мышление, которое присуще каждому успешному изобретателю.
    • В некоторых школах есть клубы и кружки, которые позволяют ученикам вместе трудиться над общей задачей или проектом в течение учебного года. Рассмотрите все варианты.
  3. Находите творческие хобби и увлечения. Воображение - важный инструмент изобретателя. Ваши увлечения должны развивать воображение и создавать почву для различных новаторских идей.

    • Увлекаетесь выпечкой? Даже здесь есть место новаторству. Например, если у вас закончилась корица, то придется импровизировать с другими приправами.
    • Разные интеллектуальные игры весьма способствуют работе воображения. В трудных ситуациях вам потребуется решать проблемы в соответствии с установленными правилами.
    • Находите место творчеству в повседневных вещах. Присмотритесь к облакам, чтобы увидеть в них образы и силуэты. Напишите стихотворение о теплом летнем дожде.
  4. Не бойтесь привлекать сторонних исполнителей. Если у вас нет требуемых навыков или желания и времени приобретать такой опыт, то воспользуйтесь услугами подрядчиков. Изобретатели редко способны выполнить все работы по продукту самостоятельно. У каждого есть слабые места и это нормально. Найдите профильных специалистов.

    • Воспользуйтесь услугами внештатных сотрудников, чтобы выполнить ряд задач за умеренную плату. Например, вы придумали приложение для смартфона, но не умеете писать программы или не разбираетесь в операционных системах. Попробуйте найти технического специалиста, который возьмется за поставленную задачу.
    • Сотрудничайте с друзьями. Если ваш друг или знакомый занимается изготовлением обуви, то он может стать вашим партнером по разработке туристических ботинок. Не забудьте заранее решить финансовые вопросы на случай успешной реализации и спроса на продукт.

Часть 3

Как создавать и продавать продукты
  1. Создайте опытный образец. Если у вас родилась идея изобретения, то сначала нужно создать опытный образец. Покажите его потенциальным пользователям и покупателям, чтобы “подогреть” интерес к продукту. Также можно использовать опытный образец как модель для создания товара в реальном виде.

    • Современные технологии позволяют создать прототип любого продукта. Пакеты программ для проектирования вроде AutoDesk Inventor помогут вам создать цифровую модель изобретения.
    • Помимо цифровой модели также попытайтесь сделать небольшой физический прототип Это будет весьма полезно при работе над продуктом вроде тренажера. Экспериментируйте с разными материалами и конструкциями, чтобы выбрать оптимальное сочетание и решение.
  2. Вызовите интерес к своей идее. Создайте прототип и показывайте его всем, кому он может быть интересен. Используйте разные способы пробудить интерес к продукту. Ищите потенциальных инвесторов и покупателей.

  3. Выберите патентного поверенного. Если вы пришли к выводу, что ваш продукт можно успешно продавать, то обратитесь к патентному поверенному. Следует получить патент на изобретение, чтобы конкуренты не украли вашу идею. Защитите свою интеллектуальную собственность, если к ней присутствует интерес на рынке. Именно для этого нужен патентный поверенный. Найдите подходящего юриста или фирму в интернете или газетных объявлениях и договоритесь о встрече, чтобы обсудить ваш продукт.

    • Патентное право - это сложная область знаний, поэтому не пытайтесь оформить патент своими силами (конечно, если вы не обладаете большим опытом в данном вопросе). Если у вас есть друг или знакомый, который разбирается в патентном праве, то обратитесь к нему, чтобы немного сэкономить на услугах поверенного. Оформить патент стоит немалых денег, поэтому стремитесь сокращать издержки при любой возможности.
    • Оформление патента может стоить от 60 000 рублей и выше. Это немалая сумма, но если ваш продукт будет пользоваться спросом, то овчинка стоит выделки. Процесс регистрации занимает некоторое время. Обычно на оформление уходит около года. Используйте это время, чтобы лучше изучить рынок и внести необходимые доработки в соответствии с потребностями пользователей.

Томас Эдисон, Никола Тесла, Стив Джобс и многие другие знаменитые личности. Что же их всех объединяет? Они могли придумывать, создавать и воплощать в жизнь самые безумные идеи, которые крутились у них в голове. Они были пропитаны духом изобретательства, что послужило в их жизни тем самым толчком, что толкает человека в глубины прогресса. Кто они – изобретатели? И можем ли мы, простые советские электронщики и электрики встать на этот путь?

Наш современный мир несется с бешеным темпом. Идеи, которые вчера были только миражом, сегодня уже воплощаются в жизнь. Оглянитесь вокруг! Что Вы видите вокруг себя? Я уверен на все 100%, что рядом с Вами находится хотя бы одно творение рук человеческих, да даже тот же самый комп, бук или планшет, который Вы держите в руках. Инженеры-электронщики, конструктора, море дизайнеров поработали над этим изобретением. Но, неужели они вот так взяли и от нефиг делать начертили чертеж, спаяли и развели плату, посадили на винты в корпус и оба-на! Готово, прошу любить и жаловать. Конечно же нет. Они вложили свое искусство изобретения. Кто-то говорит: “У меня нет искусства изобретать…” или “мне это не дано”. Все это враки! Искусство изобретать дано каждому разумному существу на Земле. И Вы, дорогой читатель, не исключение.

Два камушка.


Как-то давно жил-был в Лондоне купец, имевший несчастье занять большую сумму у ростовщика. Когда пришел срок выплаты денег, ростовщик заявил, что простит долг, если купец отдаст за него замуж свою красавицу дочь. Отец с дочерью пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик предложил, чтобы все решил жребий. “Давайте, – сказал он, – положим в пустой кошелек два камушка – черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если попадется черный камень, она станет моей женой, если белый – останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду”.

Купец и его дочь были вынуждены принять предложение. Разговор происходил в саду купца. Ростовщик наклонился, чтобы подобрать с усыпанной гравием дорожки камушки. Девушка, у которой страх обострил зрение, заметила, что ростовщик положил в кошелек два черных камня. Как же выйти девушке из создавшегося положения? Прямое мышление подсказывает три возможных решения девушкой возникшей проблемы:

1. Отказаться вытаскивать камушек

2. Объявить, что в кошельке оба камушка черные, и выставить таким образом ростовщика мошенником.

3. Вытащить камушек – пожертвовать собой, чтобы спасти отца из тюрьмы.

Как Вы понимаете, все три варианта крайне плохи, ибо если девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму. Если же она вытащит камушек, тогда ей придется выйти замуж за старого уродливого ростовщика.

Девушка сунула руку в кошелек, вытащила камень и выронила его, будто невзначай, на дорожку, где тот мгновенно затерялся среди подобных ему камушков.

– Ах, какая досада, – воскликнула она.

– Ну, да это поправимо. Мы можем узнать, какой камушек я вытащила, по цвету того, который остался в кошельке. Поскольку оставшийся камушек был, понятно, черный, то, значит, она вытащила белый, – ведь ростовщик не мог признаться в мошенничестве.

Применив обходное мышление и изобретательство, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но и меньше рисковала, если бы ростовщик вел честную игру. В этом случае у нее были бы равные шансы на то, чтобы спастись или погибнуть. А так она наверняка осталась с отцом и гасила его долг ростовщику. Вот так вот смекалка и изобретательство помогли юной леди в жизни;-).

Наиболее эффективный является проблемный метод обучения. Есть проблема, нужно ее решить. Голова думает, соображает, в голову лезут разные идеи. Пока голова работает, значит процесс извлечения изобретательства идет полных ходом. Сначала трудно решать проблемы, но со временем Вы увидите, что решения даются Вам быстрее и рациональнее. Голова нам нужна не только, чтобы пить пиво и долбить музыку по полной. Используйте самую главную ее часть – мыслительную.

Изобретения должны быть, в первую очередь, полезны для человечества. Фиксируйте внимание на недостатках окружающих предметов, устройств и размышляйте над способами их полного или частичного устранения. В наше время изобретением признается техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, если при этом соблюдены три условия:

1. Оно должно быть новым

2. Оно должно иметь существенные отличия от всех ранее известных решений той же задачи

3. Оно должно давать положительный результат

Существует также и традиционный метод проб и ошибок. Самым знаменитым изобретателем, использовавшим этот метод, был Томас Эдисон. При создании электрической лампочки он перепробовал тысячи различных материалов, проделав тысячи опытов. Но все таки он создал это великое изобретение! Нельзя сидеть и ждать подходящих обстоятельств, нужно начинать их создавать. Каменотес долбит камень, а в нем не трещинки, вот он влупил по камню сто раз, и только на сто первый раз камень раскололся… Упорство при создании изобретения должно быть колоссальное. Что было бы, если Томас Эдисон плюнул бы на все это дело?

Если у Вас не получилось изобрести с первого раза, всегда пробуйте еще и еще! Неудачи и отказы – важнейшая составляющая успеха. Фактически, чем больше неудач и отказов Вы переживаете, тем большего успеха Вы сможете добиться. Неудачи и отказы – необходимые ступени на лестнице, ведущей к успеху. После любого действия, которое не привело к желаемому результату, всегда задайте себе вопрос:” До какого момента я действовал правильно?” Это всегда Вас будет воодушевлять на следующий шаг.

Думайте, создавайте, изобретайте! И может именно Вас впишут в историю на рубеже тысячелетий. Оторвите уже жопу от дивана и от компа и срочно берите в руки паяльник!

Появления компьютеров почти в каждом доме открывает детям не только доступ к играм или мультфильмам, но и возможность еще в юном возрасте стать изобретателями, выбрать профессию и начать зарабатывать серьезные деньги. За первую половину этого года только в Великобритании местные "кулибины" - люди, для которых техническое творчество только хобби, но не основная профессия - получили больше 1100 патентов на изобретение.

Примерно пятая часть из них создана в рамках Fab Labs, которых в Объединенном королевстве 508 штук. Так называются объединения для школьников, где они могут заниматься любым техническим творчеством. То есть сначала там ребят учат необходимым навыкам для создания новых машин, механизмов, материалов, программ, помогают освоить 3D-принтер, а затем создают условия для совершения открытий.

Такие же объединения есть и в России. Их пока немного - всего восемнадцать. Еще есть полсотни Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Это аналогичные учреждения, созданные в рамках правительственной программы, на которые выделяют деньги из бюджета. Все они занимаются со школьниками. Сейчас запущен процесс объединения. Предполагается, что в рамках Ассоциации цифровых лабораторий, в которую войдут ЦМИТы, Fab Lab’ы, региональные бизнес-инкубаторы и инновационные подразделения университетов, работающие с детьми, будет запущено мощное движение юных изобретателей Do-It-Yourself (буквальный перевод: "Сделай сам!", но точнее сказать: "Создаватели"). И тогда у российских талантливых подростков появится возможность с использованием самого современного оборудования и при интеллектуальной поддержке специально подготовленных преподавателей проводить исследования, открывать новые технологии и придумывать самые разные устройства.

Понятно, что речь идет в первую очередь не о ядерной физике, а о более простых устройствах. В основном, все юношеские инновации связаны с так называемом "интернетом вещей" или бытовой электроникой. Хотя эти изделия бывают весьма серьезными.

Например, в этом году московский одиннадцатиклассник Максим Смирнов придумал и сделал перчатки для сурдоперевода, расшифровывающие жесты азбуки для глухих в привычные и понятные всем буквы. А несколько лет назад Павел Курбацкий из Армавира, тогда еще страшеклассник, представил сделанную им самим электронную трость для слепых со встроенным GPS-навигатором и еще целой серией полезных для незрячего пешехода функций. Подобные штуки, причем не только медицинского назначения, могут и должны придумывать школьники. Задача взрослых - лишь помогать им проявить свои таланты, считают учредили Ассоциации цифровых лабораторий.

Собственный 3D-принтер

Чтобы изобрести что-то новое, сначала надо узнать что-то уже известное, - слегка перефразировали поговорку кота Матроскина педагоги, развивающие техническое творчество детей, и придумали, как построить занятия, чтобы за минимальное время оснастить своих подопечных необходимыми умениями и открыть им дорогу для реализации собственных проектов.

Наши программы рассчитаны так, что сначала с детьми проводят теоретический курс, а потом, но основании полученных знаний, они могут сделать что-то свое, - рассказал заведующий лаборатории робототехники московского Политеха Александр Матвеев. - Начинаем работать с младшими школьниками, есть целая сетка программ и занятий. На часть из них ребенок может придти "с нуля", на другие - только после прослушивания первой части курса. Или сдачи экзамена, если он сам все знает. В моей лаборатории ребята строят роботов, запчасти для них печатают на наших 3D-принтерах, часть из которых сделали сами же дети. Есть модульные платы, с которыми тоже надо научиться обращаться. Освоив этот арсенал, можно браться за любой проект. Была бы идея.

Это еще один важный момент. Научившись ковыряться с железками и сделав несколько интересных прототипов, подросток очень редко может сам оценить истинный горизонт своих возможностей. Поэтому рядом с ними должен быть педагог, готовый помочь сформулировать задачу и подсказать интересное направление.

Есть еще один важный фактор. Собранный Стивом Джобсом в гараже компьютер или придуманный Марком Цукербергом для общения с друзьями Facebook могли бы так и остаться милыми поделками, если бы не счастливый случай. Специально подготовленный педагог поможет не упустить в зародыше такие перспективные начинания, способные в будущем изменить мир и принести своим создателям славу и деньги. А всевозможные конкурсы молодых ученых - "Юниор", "Intel-авангард", "Ученые будущего" и другие - позволяют показать лучшее, разработанное подростками и помочь им найти инвесторов, готовых купить патент или вложить деньги в развитие и внедрение того, что придумали школьники в своих лабораториях.

Дети могут создать новые устройства, которые изменят всю жизнь человечества, - уверен Алексей Николаев, директор программы Intel по развитию технологического предпринимательства. - Надо просто дать им возможность творить и конструировать. По сути, такие детские лаборатории объединяют маркетинг рынков еще несуществующих продуктов, промышленный дизайн и электронные ремесла. У нас уже есть компьютеры, ЭВМ, планшеты, смартфоны… А что придет им на смену? Может, "интернет вещей"? Или что-то другое? Я думаю, ответы мы можем получить именно в таких центрах детского технического творчества.

Корпорация Intel, поддерживающая крупнейший в мире конкурс молодых ученых ISEF, в таких устремлениях не одинока. Только в России в центры, где подростки и молодежь могут заниматься техническим творчеством и изобретательством, вкладываются холдинги и компании "РусГидро", "МТС", "Сбербанк", НПО "Сатурн", "Татнефтехиминвест" и многие другие.

Я б в инвенторы пошел…

Когда смотришь список победителей конкурсов школьников-изобретателей, в глаза сразу бросается, что большинство их них учатся в спецшколах для особо талантливых и исключительно одаренных: "Вторая школа", лицей №1511 при МИФИ, №1303, СУНЦ МГУ им. Колмагорова… Причина не только в том, что там действительно собраны очень сильные ученики. Их учителя, в отличие от подавляющего большинства педагогов страны, ориентированы на помощь детям в нестандартном творческом развитии. В обычной общеобразовательной школе основной упор делается на общее образование в рамках утвержденной минобрнауки программы. А что делать с условными "ломоносовыми" и "черепановыми", которые учатся в обычных школах, но хотят и могут создать что-то новое и интересное?

Сейчас в России уже действуют 176 центров творчества юных, - сообщила руководитель общественной организации "Молодая инновационная Россия" Анна Бухало. - Но они все очень разномастные: и по оборудованию, и по программам, и по возможностям для детей. У каждого свои источники финансирования. Сейчас надо сделать так, чтобы в каждом регионе ребята имели доступ к высокотехнологичному цифровому оборудованию. Чтобы они могли придти в ближайший к их дому центр, получить необходимую поддержку и довести там свой проект до уровня прототипа. И очень важно, чтобы все центры взаимодействовали между собой, делились опытом. Тогда от системы поддержки технического творчества школьников будет реальный толк.

На данный момент часть существующих "цифровых лабораторий" - структурные едины вузов, другие - самостоятельные юридические лица. Один живут на деньги спонсоров, в других за занятия платят родители детей. Кто-то старательно пытается заработать деньги, у других есть надежный источник обеспечения. Из-за такого разнообразия им трудно взаимодействовать между собой. Например, все считают, что делиться опытом необходимо. Но при этом стараются не рассказывать о своих новых проектах: многие боятся за сохранность авторских прав своих юных изобретателей.

Мы хотим включить все центры технического творчества юных в федеральную программу, тогда будет возможность из бюджетных средств возмещать многие затраты и самим центрам, и их спонсорам, - обнадежила Анна Бухало.

Пока же каждый крутится как может.

Странно брать деньги за занятия со старшеклассников, с ребят, уже обладающих очень серьезными техническими знаниями и способными выполнить сложнейшие проекты, - поделился Александр Матвеев. - Поэтому мы у себя в "Политехе" стараемся заработать достаточно на младших школьниках - они все-таки скорее ученики, а со старших деньги по возможности не брать. Да они иначе и не пойдут - это уже готовые специалисты, они могут работать где угодно.

Есть и другие способы выжить без государственной поддержки. В компании ScratchDuino, производящей 3D-принтеры, всевозможные датчики и микросхемы для "цифровых лабораторий", рассчитанных на работу с детьми, решили, что на оборудовании заработать трудно и надо заниматься еще и оказанием услуг с помощью этой техники.

У нас есть небольшая группа ребят, на которых мы отрабатываем методику и технологию использования наши цифровых комплексов, - рассказал продюсер проекта Павел Фролов. - Вместе с нашими партнерами проводим занятия для детей. В перспективе хотим отработать технологию, методическое обеспечение и продавать не только оборудование для технического творчества школьников, но и запустить франшизу на технологию проведения занятий.

С большой надеждой руководители цифровых лабораторий смотрят на технические вузы. Для них такие организации могут быть очень полезны. Во-первых, они помогают профессиональной ориентации способных подростков, интересующихся новыми технологиями и изобретательством. И, кроме того, увеличивают интерес к инженерным и естественным специальностям, которые традиционно испытывают дефицит абитуриентов.

Как именно будет организована работа центров молодежного инновационного технического творчества после создания Ассоциации цифровых лабораторий, пока непонятно, - окончательной договоренности между участниками еще нет, подписан только протокол о намерениях. Тем не менее, без малого две сотни организаций, в которых школьники-самоделкины могут реализовать свои способности, уже есть, они работают, и осень с удовольствием примут у себя новых учеников. Если эти ребята и не станут новыми гейтсами, цукербергами или джобсами, они все равно получат самые разнообразные знания и опыт, расширят свои представления о мире и о том, как можно просто своими мозгами и своими руками придумать новые и изменить жизнь хоть всего человечества, хоть свою собственную.

Многие ошибочно полагают, что изобретателем может стать лишь один человек из нескольких тысяч. Напротив, большинство из нас на определенных этапах жизни проявляют подлинную изобретательность. Другое дело, что гораздо реже в результате такой изобретательности появляется новый прибор, или производственный процесс, или же изделие, которые составляют коммерческую ценность. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с задачей, не имеющей очевидного логического решения, и находим для нее неожиданное, оригинальное решение, мы изобретаем.

«Изобретением» можно назвать зарождение идеи, которая в дальнейшем получает овеществленное воплощение. Изобретение предназначено для удовлетворения человеческих потребностей, для разрешения возникающих проблем, причем делается это нетрадиционными методами, иными словами, совершается некий идейный качественный скачок. В основе изобретения лежит не простое увеличение количества или размера, не использование новых материалов — здесь существенна новизна основного конструктивного принципа. Творческую сущность изобретения составляет именно этот переход к новому конструктивному принципу, который не может быть выведен из известных идей путем логического рассуждения. И то обстоятельство, что данное изобретение уже было сделано кем-то раньше, не умаляет заслуги изобретав теля, если, разумеется, он не знал этого и самостоятельно пришел к открытию.

Женщины, занимающиеся хозяйством, изыскивают способы экономить время и труд, по-новому размещая кухонные принадлежности и оригинально планируя жилище. Немалую изобретательность проявляют садоводы. Для всех творческих работников изобретательность играет не меньшую роль, чем профессионализм. Канцелярский служащий изобретает более удобный способ классификации документов. Домашние мастерские являют пример изобретательности в хранении инструментов и организации рабочего места в предельно ограниченном пространстве. Даже в области управления, в сфере человеческих отношений изобретательность позволяет разрешить казалось бы неразрешимые задачи. Нам приходилось быть членами жюри, которые оценивали детские изобретения, и мы только диву давались обилию и разнообразию идей, нередко относившихся к области наших непосредственных профессиональных интересов. «Как же мы сами до этого не додумались?» — восклицали мы; эти слова могут относиться к любому из подлинно значительных изобретений.

Конечно, невозможно собрать случайных людей — имей они даже университетские дипломы с отличием и самый высокий «коэффициент умственного развития» — и обучить их искусству изобретать. Способность находить оригинальные решения должна быть заложена в человеке, и научить этому нельзя. Однако эта способность встречается у людей гораздо чаще, чем мы привыкли думать, основываясь на сравнительно небольшом числе людей, добивающихся успеха на изобретательском поприще. Тут уместно провести аналогию со спортом: бегун-марафонец непременно должен быть жилистым человеком, а олимпийский чемпион по толканию ядра обязательно обладает внушительным телосложением. Но из этого вовсе не следует, что если кто-то от рождения имеет широкие кости и сильные мускулы, то он станет чемпионом. Такой человек должен всесторонне развиваться физически, тренироваться, разрабатывать определенные мышцы, набирать вес. Ему нужны тренеры, и хотя они не обязаны сами быть классными спортсменами, лучше если на финальной стадии тренировок хотя бы один из тренеров будет иметь за плечами опыт собственных выступлений в соревнованиях. А главное, спортсмен должен твердо верить в победу и неуклонно добиваться ее.

Мы пришли к выводу, что успехи на экзаменах по научным и техническим дисциплинам отнюдь не связаны со способностью студента к оригинальному мышлению. Мы склонны считать, что университетские отличники ни в большей, ни в меньшей степени, чем двоечники, способны к такому мышлению. Правда, слабые студенты чаще выдвигают идеи, попросту противоречащие известным законам природы (как, скажем, «вечные двигатели»), тогда как хорошо подготовленные студенты сразу же отвергают подобные идеи, даже не обсуждая их ни с кем. Но для последних препятствием к оригинальному мышлению является чрезмерная склонность к анализу и непомерное уважение к авторитетам.

Показательным примером того, что способность к практически полезным изобретениям заложена во многих людях, служит деятельность английских физиков в годы второй мировой войны. До войны многие из них жили в обособленном мире чистой науки, и их отношение к науке как нельзя лучше отражали слова Резерфорда: «Занятия физикой потеряли бы всякую прелесть, если бы кто-нибудь нашел для них практическое применение». Однако, когда война заставила их искать решения прикладных задач, они изобрели радиолокатор, нашли способ размагничивания кораблей, разработали приборы ночного видения и сыграли немаловажную роль в создании атомной бомбы.

Способность к оригинальному творческому мышлению распространена очень широко; позволительно даже утверждать, что она присуща большинству нормальных людей. Под «оригинальными» мы понимаем здесь идеи, новые для изобретателя, который прежде ни в каком виде не встречался с подобным решением проблемы. Разумеется, нередко случается, что к такому же или аналогичному решению до него пришли другие изобретатели, но сам он об этом не знал (а если и знал, то не это послужило толчком к его собственной идее). Почему же люди столь ограниченно пользуются своими способностями и чаще всего лишь в мелочах?

Образование и изобретения

Влияние образования на способность изобретать заключается главным образом в трех основных пороках системы образования, принятой во всех промышленно развитых странах. Эти пороки в равной мере присущи системам всеобщего образования во всех странах независимо от их политического строя и исторических особенностей.

Обучение призвано всесторонне готовить человека к полноценной жизни. У истинно образованного человека голова, сердце и руки,— говоря языком науки, умственные способности, эмоциональная сфера и практические навыки — должны быть развиты до наивысшего совершенства. Большинство систем образования основывается на принципах, выдвинутых еще Платоном. В результате люди, способные добиться сколько-нибудь значительных успехов в сфере умственного труда, сосредоточивают свои усилия на теоретической подготовке и смотрят на физический труд свысока — их обучение уделяет мало места практическим навыкам. В Англии, например, ребенок вступает в пору экзаменов, едва перешагнув за свой первый десяток лет, и у него уже не остается времени на занятия тем или иным рукоделием.

Следовательно, один из пороков системы образования заключается в пренебрежительном отношении к физическому труду как к занятию, не подобающему интеллектуалам. Нередко приходится слышать, как человек, мнящий себя интеллектуалом, не только без тени смущения, но даже с гордостью говорит: «Я и гвоздя забить не сумею». Практические знания, которые можно получить, лишь работая руками, для изобретателя не менее важны, чем работа в лаборатории для ученого. Мы выражаем это фразой: «Думайте руками». Иными словами, для того чтобы способности к изобретательству могли развиться у каждого, кто имеет к этому задатки, необходимо в совершенстве освоить хотя бы одно ремесло в период получения общего образования. Тогда человек не только сумеет воплотить свои идеи «в металле», но и познает прелести творческого ручного труда,— труда, дающего, пожалуй, наиболее полное внутреннее удовлетворение.

К тому же «интеллектуальное» образование само по себе страдает одним общим пороком. Как в области гуманитарных (несмотря на уверения, что здесь поощряется и воспитывается оригинальность), так и в области естественных наук студентам преподносятся факты, догмы, устоявшиеся мнения, теории и теоремы, которые они затем в полупереваренном виде извергают на экзаменах. Лишь по-настоящему хороший преподаватель учит студентов самостоятельно мыслить, вырабатывать собственное мнение и делать выводы; научные дисциплины не часто преподаются так, чтобы студент мог проводить самостоятельные исследования, получать результаты и выдвигать гипотезы. Это приводит к двум печальным последствиям. Во-первых, студент редко находит удовольствие в получении знаний. Во-вторых (и с нашей точки зрения, это наихудшее), он считает себя неспособным к самостоятельному мышлению. А уверенность в себе— мы еще будем говорить об этом ниже—"одна из предпосылок успешной изобретательской деятельности. Дело можно поправить, позволив студентам часок-другой в неделю работать над еще не решенной проблемой. Это даст им возможность получить какие-то собственные результаты, которые затем будут обсуждаться в ходе свободной дискуссии.

Недоверие, с которым сталкивается человек, высказавший оригинальную идею, можно проиллюстрировать на следующих примерах. Представьте себе, что я заявил, будто можно передвигаться в несколько раз быстрее пешехода (затрачивая при этом меньше усилий), балансируя на двухколесной педальной повозке. Не будь велосипед уже изобретен, мне бы сказали: «Мы не акробаты!» А если бы я стал утверждать, что можно передвигаться еще быстрее с помощью машины, внутри которой каждую минуту происходит несколько тысяч взрывов, меня встретил бы хор возражений; такая машина не только неудобна, но опасна.

Воспитание эмоций, бесспорно, труднейшая задача образования, современная же система образования совершенно пренебрегает ею. Верно, конечно, что, изучая великие произведения искусства и литературы, знакомясь с жизнью знаменитых ученых и изобретателей, работая под руководством настоящего учителя, можно попутно получить и эмоциональное воспитание. А ведь именно эмоции являются той движущей силой, которая заставляет нас добиваться чего-то вопреки нашей природной лени и инертности. Восточная мудрость называет тело.повозкой, ум погонщиком, а чувства лошадью, которая тащит повозку. Воспитать эмоции — значит обуздать лошадь, чтобы погонщик мог уверенно управлять ею. Задачу создать что-то действительно стоящее, например изобрести нечто полезное для человечества, можно уподобить вытаскиванию повозки из болота и подъему ее на крутую гору. Для этого лошадь должна собрать все свои силы, а погонщик должен умело ею управлять и быть совершенно уверенным в возможности достижения конечной цели.

При образовании, ставящем своей целью формирование цельной личности, задачу воспитания эмоций решить труднее всего; мы оказались неспособными дать молодому поколению возможность определиться в жизни, создать ему все необходимые предпосылки для выбора достойной цели. Это является одной из причин усугубляющихся проблем в обществе, достигшем материального изобилия. Среди них можно назвать загрязнение окружающей среды, безработицу, работу, не дающую удовлетворения, трудности, с которыми приходится сталкиваться народам развивающихся стран, расточительную эксплуатацию природных ресурсов в ущерб будущим поколениям, гонку вооружений. Все перечисленные проблемы в конечном счете ведут к ухудшению «качества» жизни индивидуума. Воспитание эмоций должно начинаться с объяснения простой истины: нельзя смешивать понятие материального жизненного уровня, который в нашем перенаселенном мире по необходимости ограничен, с понятием содержательности жизни — чем содержательнее жизнь каждого отдельного человека, тем полнее жизнь окружающих его людей. Если будущий изобретатель хорошо уяснит для себя разницу между этими двумя понятиями, он сможет направить свои усилия на конструирование машин, улучшающих «качество» жизни, ее содержательность и не создающих дополнительных проблем для общества материального благополучия.

ЖИЗНЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО СТАВИТ ВСЕ НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ВСЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

ОНА ВСЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТ "ЗАГНАТЬ НАС В УГОЛ".

ПОЭТОМУ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА НЕСТАНДАРТНОГО, ГИБКОГО МЫШЛЕНИЯ.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ?

МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ПРОСТЫХ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ТРЕНИРОВОК ПО РЕШЕНИЮ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, НАПРИМЕР, В ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ? А ПОТОМ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ НАВЫКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБЫХ ПРОБЛЕМ?

ПЕРЕД ВАМИ КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ: О ТЕОРИИ, ПРИЕМАХ И СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ И РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ.

Первое издание книги “Как стать изобретателем” вышло в 1990 г. в издательстве “Просвещение” (Москва) тиражом 100 тысяч экземпляров. В то время это был обычный тираж, и его даже не хватило для свободной продажи в книжных магазинах страны. Тираж разошелся по библиотекам и по целевым заказам школ, институтов, техникумов и многочисленных участников существовавшего тогда “незримого колледжа” ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - что-то около двухсот региональных, мелких и крупных групп, кружков и университетов научно-технического творчества. Книга сразу стала библиографической редкостью.

Необходимость в ее INTERNET-издании для самого широкого читателя очевидна - автору удалось совместить почти несовместимое: четкое и полное изложение новой, во многом парадоксальной, научной теории с ясным и достаточно популярным изложением всех ее правил, законов и приемов решения изобретательских задач. Все положения теории иллюстрированы множеством примеров (изобретений) и снабжены методическим аппаратом для самостоятельной тренировки в решении творческих проблем - реальных изобретательских задач.

Автор, Саламатов Юрий Петрович, доцент, кандидат технических наук, автор 50 изобретений и многочисленных публикаций, в том числе трех книг по ТРИЗ. Занимается изучением и развитием теории более 25 лет. С 1980 г. является членом ОЛТИ - общественной лаборатории теории изобретательства (руководитель Г.С. Альтшуллер). В 1982-1991 гг. обучал инженеров и научных работников в Красноярском университете научно-технического творчества при краевом совете НТО (научно-технических обществ). С 1989 г. директор Красноярского филиала лаборатории изобретающих машин, а с 1998 г. - организатор и директор Иститута инновационного проектирования (INSTITUTE OF INNOVATIVE DESIGN), председатель общественного объединения ОО «ТРИЗ-Красноярск».

Не менее важной причиной INTERNET-издания книги является стремление сохранить отечественный приоритет и мировое первенство в разработке этого научного направления. За рубежом ТРИЗ активно осваивается во многих странах. Существует несколько десятков англоязычных сайтов в "мировой паутине", посвященных только ТРИЗ. Данная книга (и другие книги автора) переводятся на многие языки. Вот только две ссылки на англоязычное и японское издание книги "Как стать изобретателем" (расширенные варианты) под другими названиями:

Yuri Salamatov "TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving". Translated from Russian by Maria Strogaia and Sergei Yakovlev. Published by Insytec B.V. 1999. The Netherlands.

Salamatov "TRIZ Philosophy: The Heart of Creative Problem Solving", Super Inventive Technique TRIZ Series Vol. 5, (Translated by Toru Nakagawa and Mithubishi Research Institute, Published by Nikkei BP, Tokyo, Japan, Nov. 17, 2000. "TRIZ Home Page in Japan".

Библиография

1984 г. – «ИДЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ТЕПЛОВОЙ ТРУБЫ» (СССР, Красноярск, рукопись) в соавторстве с И.М.Кондраковым. Не опубликована.

1987 г. – «ПОДВИГИ НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи» (СССР, Петрозаводск, "Карелия" в сборнике "Нить в лабиринте"). Опубликовано 4 главы из 6.

1990 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (СССР, Москва, "Просвещение")

1991 г. – «СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ» (СССР, Петрозаводск, "Карелия" в сборнике "Шанс на приключение")

1999 г. – «TRIZ: THE RIGHT SOLUTION AT THE RIGHT TIME: A Guide to Innovative Problem Solving» (Netherlands, Published by Insytec B.V., www.insytec.com – английский язык)

2000 г. – «TRIZ PHILOSOPHY: the heart of creative problem solving» (Japan, Nikkei Business Mechanical Corporation http://www.osaka-gu.ac.jp/php/nakagawa/TRIZ/eTRIZ/ - японский язык.

2000 г. – «CHIDUL INVENTATORULUI. TEORIA EVOLUTIEL SISTEMELOR TEHNICE» (Romania, "Performantica", co-authors: G.G.Doncean, S.D.Saranski – румынский язык)

2000 г. – «A SYSTEM OF LAWS OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT», Czech, INDUS, Brno - чешский язык.>

2006 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (2-е издание, "Просвещение", Москва)

2007 г. – «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ» (Китай, Beijing Institute of Technology Press, китайский язык).

Педагогическая деятельность:

С 1996 г. – сотрудник лаборатории ТРИЗ-педагогики Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования.

С 1998 г. – регулярное дистанционное обучение (интернет-обучение) ТРИЗ-ТРТС-РТВ инженеров из стран Европы, России.

С 2003 г. – председатель региональной аттестационной комиссии МАТРИЗ (международной ассоциации ТРИЗ), председатель ОО «ТРИЗ-Красноярск».

Разработка инновационных проектов:

Проводилась (с 1989 г.) на предприятиях машиностроения, электротехнической отрасли, строительной индустрии, химической и биотехнологической промышленности, нефтепереработке, в медицине. За период сотрудничества с компаниями США (1995-1999 г.г.) выполнены десятки проектов; например, только для корпорации Procter&Gamble выполнено шесть крупных инновационных проектов;

в 2003 г. для японской компании SANYO выполнено 7 инновационных проектов.

Всего начиная с 1990 г. выполнено 42 инновационных проекта содержащих более 500 концепций на уровне изобретений.

Интернет-обучение ТРИЗ

Крупнейший современный исследователь, преподаватель и практик инновационного применения ТРИЗ, Мастер ТРИЗ, ученик Г.С.Альтшуллера, автор многих книг по ТРИЗ (вышедших в СССР, России, Голландии, Японии, Румынии, Китае – 2006), автор 60 изобретений (авторских свидетельств СССР, патентов России и США САЛАМАТОВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ.

Он является разработчиком нового курса преподавания ТРИЗ, дает учебный материал, разбирает решения учеников, корректирует последовательность и тематику подачи учебных материалов – индивидуально для каждого ученика, подстраивается под его уровень образования, специальность, под его видение картины мира, постепенно преобразовывая его мышление в сильное творческое, помогает подобрать интересные темы для выпускных работ, которые затем патентуются и очень часто служат началом нового бизнеса, Своего Дела, становятся делом всей жизни, стартом блестящей карьеры.

Саламатов Ю.П. руководит коллективом преподавателей, координируя и "сшивая" курсы ТРИЗ, ТРТС, РТВ и Инновационного Проектирования в единый учебный процесс. Только мы предоставляем уникальную возможность стать учеником большого Мастера ТРИЗ и получить от него истинную непредвзятую оценку Ваших способностей и достигнутого творческого уровня после обучения. По результатам обучения выдается удостоверение ИИП о прохождении курса обучения и его успешности и/или оформляются документы на аттестацию МАТРИЗ. Для поступления на обучение заполните и отправьте анкету.

По результатам обучения выдается аттестат Института инновационного проектирования о прохождении курса обучения и его успешности и/или оформляются документы на аттестацию МАТРИЗ. Для поступления на обучение заполните и отправьте анкету на адрес [email protected].

Программы обучения индивидуальны, блоки и задания меняются по ходу обучения, в зависимости от уровня подготовки и успехов ученика. Условно можно разделить курсы на: 3-х месячные (ознакомительный курс), 6-ти месячные (вводный курс), 9-ти месячные (средний курс), 12-ти месячные (основной курс). Это примерно соответствует: 3-6 месяцев - 1-му уровню аттестации МАТРИЗ, 9-12 месяцев – 2 уровню аттестации МАТРИЗ. На 2-й уровень предусмотрено выполнение выпускной работы (как правило, на уровне изобретения – решение реальной производственной задачи). Режим обучения – ученик сам регулирует время и скорость выполнения заданий, но объем заданий остается неизменным. Для особо одаренных предусмотрены дополнительные задания.

Корпоративное обучение.

При корпоративном обучении составляется договор между ИИП и Заказчиком, дается общий список и краткая характеристика на каждого ученика. Преподаватель ФСА-ТРИЗ находится в постоянном контакте с куратором от организации Заказчика. Куратор регулирует организационные вопросы на производстве – обеспечивает 1 дополнительный свободный день (в неделю, минимум 2 дня в месяц) ученику, ведет учет выполненных и невыполненных заданий, обеспечивает учебной и справочной литературой, согласовывает посещение библиотеки и т.д. В конце обучения преподаватель дает краткую характеристику-отзыв по каждому ученику. Специализация предприятия не играет роли. Но необходимо знать профиль (отрасль, конкретные условия), чтобы хотя бы чуть-чуть адаптировать задания к условиям конкретного предприятия. Специализация важна для выбора выпускной работы.

Ю.П.Саламатов

КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ

Пособие для самостоятельного изучения теории решения изобретательских задач

К ЧИТАТЕЛЮ

Генерация идей - единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. "Производством" идей занимаются изобретатели: в широком смысле - это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый.

Как работает "промышленность изобретений" и какова ее эффективность?

Удивительно, но это единственная "отрасль" в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое - общество получает идею, не захотел - не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и... не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: "А если сделать так? Нет, так не получается, попробуем иначе... А может быть зайти с другой стороны? И так не получается. Попробуем еще раз..." Продолжаются эти поиски до тех пор, пока "яркая вспышка озарения" не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти - не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.

ТАКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА СОЗДАНА! МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭТОЙ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ НАУКОЙ, ЗАКОНОМЕРНО ПОЯВИВШЕЙСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ.

Цель книги - дать систематизированное изложение основных идей ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Все положения, выводы и рекомендации теории основаны на анализе больших массивов патентной информации и проверены в процессе практического применения. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал возможность резкого повышения творческого потенциала специалистов - это оказалось, вопреки бытующему и поныне скепсису приверженцев "творческого озарения", задачей посильной и вполне осуществимой. Причем занятия посещались зачастую не только техниками (инженерами, научными работниками и студентами), но и специалистами гуманитарных профессий.

МЫ ПРИШЛИ К УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО ЗНАЧЕНИЕ ВРОЖДЕННЫХ КАЧЕСТВ НЕ СТОЛЬ ВЕЛИКО (ИЛИ ВОВСЕ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ), КАК ЭТО ОБЫЧНО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ. ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ ОН САМ ТОГО ТВЕРДО ЖЕЛАЕТ, МОЖЕТ СТАТЬ АКТИВНЫМ НОВАТОРОМ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ, НАУЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ.

Под творческим мышлением мы понимаем сильное, хорошо организованное мышление с использованием определенного набора приемов, правил и программ. Вместо спонтанного, случайного, плохо организованного мышления, вместо интуиции и "вспышек озарения", вместо деления людей на "избранных" творцов (“гениев”) и "толпу", вместо якобы существующего неравенства способностей в изобретательстве, мы предлагаем предельно демократизированное творчество доступное каждому.

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ КНИГА ЛИЧНО ВАМ?

Здесь возможны несколько уровней восприятия материала. Самое простое - рассматривать книгу как сборник интересных фактов, примеров и приемов, которые можно использовать в своей практической работе. Это не очень выгодный путь: обойма примеров будет быстро израсходована, а умение самостоятельно находить задачи и решать их не будет приобретено. Гораздо полезнее разобраться в основных идеях теории творчества, овладеть методом решения, а затем и постановки творческих задач -

- ВОТ ТОГДА ВЫ СТАНЕТЕ СИЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ!

Отсюда вытекает и структура книги - краткое, по возможности популярное изложение теоретических вопросов и обилие примеров и задач. Краткость изложения вынужденная - современная ТРИЗ, даже если брать только основные ее разделы, не вмещается в рамки такой книги. Расчет - на активность читателя в освоении материала и использовании дополнительной литературы, на самостоятельную работу с изобретательской информацией.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ?

Прежде всего она рассчитана на тех, кто заинтересован в получении основательных знаний по изобретательскому творчеству - для них она представляет собой эффективное и простое пособие. Вначале к читателю предъявляются минимальные требования, а по мере вхождения в материал стратегия изменяется и нагрузки возрастают - кое-где они могут показаться читателю перегрузками. Это сделано умышленно: научиться по настоящему можно только на трудных задачах, легкие задачи могут служить лишь разминкой - они нисколько не наращивают силу творческого воображения. Каждый раздел, каждая задача предназначены для добросовестной проработки. В идеале читатель решает самостоятельно примерно треть задач и еще для трети задач находит решение, хотя бы в общем виде. Причем при первом чтении количество решенных задач может быть еще меньше. Важнее не получение ответа, а честная попытка решения задач во всю силу собственного воображения с последующим анализом возможных расхождений с предлагаемыми в книге ответами. Изобретательские задачи могут иметь несколько ответов, поэтому самое ценное - выработка навыков оценки и выбора лучшего решения.

При повторном чтении книги задачи, естественно, отойдут на второй план. Здесь самое важное - работа с конспектом: нужно записать разборы решения задач, идеи, попутные мысли и более глубокие размышления о тех или иных элементах теории и способах их применения. Это наиболее эффективный путь освоения методологии творчества.

В основу книги, кроме собственных авторских разработок, положены материалы исследований автора ТРИЗ - изобретателя, инженера, писателя-фантаста Г. С. Альтшуллера, опубликовавшего в Советском Союзе и за рубежом за многие годы работы над теорией целый ряд книг.

Всякая развивающаяся наука нуждается в энтузиастах. Поэтому автор приглашает всех желающих к сотрудничеству по организационным, методическим и исследовательским вопросам в развитии идей, изложенных в книге, и будет благодарен за любые замечания, предложения и советы, позволяющие открыть новые пути применения ТРИЗ.

ПОПРОБУЙТЕ РЕШИТЬ ПРОСТУЮ ЗАДАЧУ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.


Задача действительно простая, для ее решения вполне достаточно школьных знаний, если уметь ими пользоваться.

При подъеме затонувших кораблей применяют понтоны - пустые емкости ("бочки"). Их заполняют водой, опускают вниз, и водолазы крепят их к кораблю. Потом воду из понтонов вытесняют сжатым воздухом, понтоны всплывают, поднимая корабль.

Одна из главных трудностей состоит в том, что часто корабль удерживается на дне толстым слоем вязкого ила. Ил мешает работе водолазов, а главное - держит корабль.

Обычно пытаются размывать ил с помощью брандспойтов или откачивают насосами. Это очень трудоемко. Как быть?

Назовем эту задачу "Сокровища погибших кораблей ". Нужно найти универсальный способ подъема кораблей, лежащих в глубоком слое ила. Глубину до твердого грунта примем 50 - 60м.

Для решения задачи достаточно школьных знаний.

ВНИМАНИЕ: ПОЖАР!

В патенте США 4 084 157 описано устройство тревожной противопожарной сигнализации, которое реагирует на повышение температуры в помещении и включает звуковой сигнал. Это устройство состоит из сжатой пружины, удерживаемой легкоплавким веществом (например, сплав Вуда, парафин и т.п.).

В случае пожара вещество плавится, пружина распрямляется и освобождает клапан на баллоне со сжатым воздухом, воздух поступает в звуковую сирену - раздается сигнал тревоги.

Не очень надежная система: пожар ведь может не случиться много лет, за это время пружина может потерять упругость, вещество может испортится (например, окислиться, разложиться).

Кроме того, после срабатывания устройства необходимо тщательно подготовить его к следующему циклу работы - поставить новый баллон со сжатым воздухом, взвести пружину, залить ее легкоплавким веществом...

Подумайте, что можно упростить в этой системе, повысить надежность работы, сократить количество элементов; короче говоря - нужно пройти как можно дальше по пути совершенствования этой системы или придумать абсолютно новую.

Здесь может быть множество красивых решений - ведь надо использовать бесплатный ресурс - тепловое поле, возникающее при пожаре. Пусть оно само и сигнализирует!...

Что бы вы предложили?


Самое обсуждаемое
Святки (Святочная неделя) Святки на руси история и традиции Святки (Святочная неделя) Святки на руси история и традиции
Защита от энергетических вампиров Как защитить себя от вампира Защита от энергетических вампиров Как защитить себя от вампира
Сочинение описание подруги Сочинение описание подруги


top