Как правильно начать учить буквы. Занятия с самыми маленькими: учим буквы

Как правильно начать учить буквы. Занятия с самыми маленькими: учим буквы

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Такими навыками, как чтение и письмо, большинство взрослых пользуется ежедневно, не задумываясь. А ведь когда-то каждый из нас знакомился с удивительным миром с ребенком 5 лет и стоит ли начинать изучение азбуки в более раннем возрасте?

Когда пора знакомиться с буквами?

Тема раннего развития невероятно популярна в наши дни. Многие приверженцы обучения с пеленок советуют знакомить малышей с алфавитом не позднее первого дня рождения. И действительно, практически все дети в раннем возрасте настоящие гении. При условии регулярных занятий уже к 2 годам ребенка можно научить многому. Но помните о том, что без регулярного повторения пройденного материала малыш совсем скоро его забудет.

В каком же возрасте наиболее полезно учить буквы оптимальный вариант - начать заниматься примерно в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш имеет богатый словарный запас и достаточно много знает об окружающем мире. После изучения азбуки с ним можно переходить к основам чтения и письма. Регулярно используя полученные знания и углубляя их, ребенок точно не забудет буквы.

Секреты успешного изучения алфавита

Любые занятия с дошкольником продуктивны только при наличии интереса у обучаемого. Прежде чем знакомить малыша с миром букв, следует его заинтересовать этой темой. Старайтесь чаще и больше читать ребенку. Рассказывайте о том, что, выучив алфавит, он сможет сам прочесть любую книгу или даже папину газету. Полезно также время от времени напоминать, что прочитать можно не только захватывающие истории, но и полезные энциклопедии. И самое главное - вдохновите ребенка личным примером. Практически всегда в семьях, где взрослые читают книги, малыши с большим удовольствием осваивают письмо и чтение.

Вы спросите, как выучить алфавит с ребенком 5 лет? Начните с игр, знакомящих с буквами. Не пытайтесь организовывать занятия наподобие школьных уроков, скорее всего, ребенку будет скучно. Педагоги не рекомендуют также принуждать малышей. Если обучение станет обязанностью, интерес к нему вряд ли сохранится.

Создаем правильную обучающую среду

Для облегчения процесса усвоения новой информации полезно задействовать Добавьте немного букв в интерьер собственной квартиры и детской комнаты. Не стоит превращать весь дом в один сплошной алфавит, малыш может утомиться от переизбытка информации. Буквенный коврик-пазл, декоративные подушки с именем ребенка, крупные четкие надписи в интерьере в умеренных количествах невероятно хороши. Ежедневно наблюдая такие детали, малыш начнет самостоятельно проявлять к ним интерес. И это отличная возможность для родителей рассказать о буквах и назвать каждую из них.

Знаете ли вы, каким должно быть правильное произношение русского алфавита для детей? Многие современные специалисты советуют учить не названия букв, а звуки. Это необходимо для того, чтобы впоследствии было проще научить ребенка читать. Самыми простыми считаются гласные буквы, состоящие из одного звука. А самыми сложными - шипящие согласные и гласные, состоящие из двух звуков. Не пытайтесь выучить весь алфавит сразу. Намного продуктивней осваивать по 4-6 букв, а затем переходить к следующей группе.

Ассоциации для быстрого запоминания

Малыши обращают внимание на предметы и изображения ярких цветов, которые выглядят привлекательно, по их мнению. Считается, что буквы алфавита для детей должны быть написаны красным цветом. Можно сделать их стилизованными, нарисовать глаза или превратить в настоящих животных. Учить такой алфавит будет намного интереснее, чем обычный.

Одно из классических пособий для детей дошкольного возраста - буквы с картинками. Задача родителей при его использовании объяснить, что буквенный символ обозначает первый звук слова, изображенного графически. Алфавит в картинках должен быть у каждого малыша, который только знакомится с миром букв. Подберите книжку-азбуку в подобном оформлении, кубики или карточки. При желании подобное пособие можно сделать своими руками. Вырежьте из плотного картона карточки подходящего размера и нарисуйте на них или наклейте буквы и картинки.

Пишем буквы

Помочь малышу повторить и запомнить буквы проще всего, если попросить его их написать. В начале занятий предложите ребенку повторять то, что рисует мама. По мере запоминания букв просите воспроизвести их по памяти. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами или красками. Предложите малышу использовать мел для написания букв на специальной доске или на улице. Веселый алфавит можно нарисовать специальными красками в ванной на кафеле во время купания. На прогулке предложите писать веточкой по снегу или песку.

Несмотря на свою простоту, такие занятия невероятно эффективны. Чередуйте материалы и техники написания букв, и тогда ваш малыш с удовольствием будет заниматься каждый день.

Обучающее творчество

А вы знаете, что буквы можно не только писать? Попробуйте изготавливать их в различных техниках: лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Как выучить алфавит с ребенком 5 лет еще? Один из самых приятных и действенных способов - предложить малышу сделать собственную азбуку. Самые маленькие могут просто раскрасить крупно напечатанные или нарисованные буквы.

Еще один вид творчества, любимый всеми без исключения детьми, - аппликация. Предложите малышу наклеить вырезанные из цветной бумаги буквы на фоновый лист или собрать их из отдельных полосок. Также можно нарисовать нужную форму на основе и заклеить ее маленькими разноцветными кусочками бумаги.

Экспериментируйте и творите в различных техниках. Сделайте все буквы, а получившийся веселый алфавит повесьте на видном месте и повторяйте время от времени.

Повторение - мать учения

Не менее эффективно, чем направленные занятия, повторение пройденного материала между делом. Старайтесь ежедневно читать ребенку сказки. Обращайте внимание малыша на выделенные заглавные буквы и называйте их. Многим детям нравится рассматривать журналы и каталоги. Предложите искать самые при желании их можно даже вырезать, а затем использовать для аппликаций или составления слов. Найдите стихи и песни об алфавите и разучите их с малышом. Также можно придумывать вместе волшебные сказки, главными героями которых будут буквы. Повторить азбуку несложно во время прогулки или похода по магазинам. Яркие вывески и рекламные плакаты встречаются нам на каждом шагу. Читайте их вместе или называйте отдельные буквы.

Полезные пособия для знакомства с алфавитом

Сегодня в продаже можно найти множество пособий и тематических игрушек для обучения малышей буквенной грамоте. Какие же из них выбрать? Обязательно приобретите алфавит в картинках - это могут быть кубики, карточки или книга. Важно, чтобы все буквы располагались в правильной последовательности и возле каждой из них был тематический рисунок.

Многим мамам очень нравятся интерактивные азбуки-плакаты. Такая развивающая игрушка вешается на стену. Плакат удобен тем, что малыш может позаниматься с ним в любой момент по собственному желанию. Интерактивные азбуки сегодня могут не только называть буквы при нажатии, но имеют обычно дополнительные функции. Например, разучивание стишков и скороговорок. Полезны при изучении букв будут также традиционные кубики или наборы магнитов.

Теперь вы знаете, как выучить алфавит с ребенком 5 лет, желаем вам продуктивного обучения!

Как выучить с ребенком буквы

Приветствую вас, друзья! Сегодня расскажу, ! Ведь всем известно, что детки намного легче, быстрее и охотнее запоминают информацию, если ее предоставить в виде игры. Так давайте же этим воспользуемся и научим малышей буквам!

Читайте далее и узнаете, как мы с ребенком (Леней) легко и быстро выучили буквы играя, теперь же этим способом буквам учиться дочка. Не забывайте о том, что во время обучения ребенка буквам необходимо называть звуки (б, в, г), а не название букв (бэ, вэ, гэ).

Как легко выучить с ребенком буквы (игры)

  1. Пишем буквы. Для того, чтобы выучить буквы можно их писать разнообразными способами:
    карандашами, мелками, ручками и фломастерами на листике бумаги
    можно писать буквы обычными красками, гуашью, а также пустить в ход пальчиковые краски
    мелом на улице во время прогулок
    мелом или специальными маркерами на мольберте
    вырисовываем буквы с помощью палочки на песке
    вооружаемся водным пистолетом и пишем мокрые буквы на тротуаре
    рисуем буквы пальцами в манной крупе или на муке, насыпанной на подносе
    пишем на стене во время купания при помощи зубной пасты или папиной пеной для бритья
    Такой метод написания буквы малыш оценит и с удовольствием примет активное участие в написании, ведь это так интересно и весело.

  2. Лепим буквы. Чтобы малыш запомнил буквы их можно лепить – из глины, пластилина, соленого теста. Кстати, игры с лепкой положительно влияют на мелкую моторику рук малыша и речь
  3. Разукрашиваем буквы. Для деток постарше можно распечатать буквы на листе формата А4 и предложить раскрасить. Деткам помладше будет сложно разукрасить буквы, не выходя за линию. Так что для малышей можно вырезать буквы из листа бумаги или картона и предложить их разукрасить в тот цвет, который ему больше нравится. Обучение буквам превращается в увлекательную игру. Так незаметно для себя ребенок быстро и легко выучит все буквы алфавита

  4. Аппликация. Многие детки любят данный вид творчества, мои так всегда пищат от удовольствия, когда предлагаю сделать аппликацию. При изучении букв мы, конечно, аппликацию включили в наши занятия. Для разнообразия можно делать аппликацию не только из цветной бумаги, но и из макаронных изделий, круп, ракушек, камушков песка, выкладывая ими буквы.
  5. Журналы. Если у вас в квартире давно лежит стопка старых журналов и вы не знаете, что с ними делать – вроде бы не нужны, но выкинуть жалко, воспользуйтесь ими при изучении букв. Вместе с ребенком листайте журналы, находите самые красивые буквы, называйте их и вырезайте. Из вырезанных буквы можно попробовать складывать простые слова «папа», «мама», «кот», «киса», имя ребенка. Сколько радости это доставит ребенку – ведь он сам смог составить слово из букв.
  6. Говорящая азбука. В ассортименте магазинов много говорящих азбук, как книжками, так и плакатами. Мы остановили свой выбор на плакате, который повесили на дверь на уровне роста ребенка, чтобы дочка смогла в любой момент понажимать на кнопки. При выборе Говорящей азбуки обязательно обращайте внимание, чтобы она произносила не называние букв (бэ, вэ, гэ), а именно звуки (б, в, г). Иначе потом придется переучивать ребенка, когда придет время учить читать. При обучении буквам ребенка с помощью азбуки можно поиграть в такую игру – мама или папа называют буквы, а ребенок ее ищет на плакате Наша говорящая азбука помимо букв еще имеет две функции: рассказывает скороговорки, что очень нравится Лене и многие скороговорки он уже выучил. Вторая функция — озвучивает названия предметов, которые изображены возле определенной буквы. Эта функция нравится дочке, и некоторые слова, которые произносит азбука, она выучила. К примеру, я всегда, надевая на дочку шапку озвучиваю свои действия, говорю, что надели шапочку. Раньше Настюшка ее называла «кап», послушав Азбуку, стала шапку называть «шляпа» и не переубедишь)))
  7. Компьютер. Если честно я не особо приветствую в столь маленьком возрасте сидение ребенка за компьютером/планшетом/телефоном/телевизором, т.к.от этого портятся глазки, да и обучаться малышу намного полезнее и интереснее с мамой! Так что к этому способу мы прибегаем крайне редко. Для того, чтобы научить ребенка буквам при помощь компьютера можно, конечно, воспользоваться разнообразными обучающими играми. А можно поступить проще – открыть программу Word, которая есть на каждом компьютере. Установить шрифт 60 и какой-нибудь яркий цвет, например, синий или красный. Нажимаем на буквы и произносим ее. Далее малыш может сам нажимать на клавиши, а вы озвучивайте, что это за звук.
  8. Ассоциации. Для деток постарше (4-5 лет) интересно изучать буквы с помощью ассоциаций. Буква Д – похожа на дом, О – круглая, как колечко, С – похожа на полумесяц, а Е – на лесенку, Ё – с шишками на голове и т.д. Подключив фантазию для каждой буквы можно найти ассоциацию.
  9. Контуры букв. Можно предложить малышу обводить пальчиком контуры букв. Для этих целей можно приобрести специальную азбуку, у которой различная поверхность букв. Либо можно попробовать сделать такую азбуку самостоятельно. Если вы решили остановиться на втором методе, то нарисуйте буквы и сделайте различные текстуры: одну шершавую (к примеру, при помощи манки), другую мягкую (используйте мягкую ткань), третью выпуклую, четвертую гладкую, колючую, бархатную, пористую, из пенопласта и т.д. Можно повторять текстуры. Но чем больше разнообразия, тем лучше. После того, как все буквы будут готовы – приклейте их на картон. Когда алфавит будет готов – позовите малыша, возьмите его пальчик, обводите им буквы и называйте их.

Надеюсь, наши игры для обучения ребенка буквам вам понравятся, и вы с удовольствием будете учить буквы с помощью веселых, интересных игр!

Как быстро и правильно выучить с ребенком алфавит. Советы и правила по изучению алфавита. Интересные приемы по изучению букв в разном возрасте (от 3 до 6 лет). Методики по запоминанию букв.

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.

Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.

Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.

Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.

Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:

  1. пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
  2. внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
  3. обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.

Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.

Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:

Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.

Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.

В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.

Изучаем алфавит в 3 года

Первый шаг в обучении алфавиту трехлетнего ребенка – заинтересовать его. Чаще он начинает проявлять интерес к буквам во время чтения. Задача мамы и папы – поддержать эту заинтересованность. К этому возрасту у малыша появляются любимые сказки, стишки (если родители читают ему много книг). Появляется мотивация освоить алфавит, чтобы в дальнейшем читать самому. Лучше всего в трехлетнем возрасте дети запоминают первую букву имени, буквы А, Б и В.


Итак, как научить ребенка буквам:

Во-первых, можно использовать кубики, с нарисованными на них буквами, карточки, магнитную азбуку, различные плакаты и наклейки.

Во-вторых, родители вместе с ребенком должны прорисовать буквы на бумаге, на доске, или на асфальте. Это поможет быстрее запомнить буквы.

В-третьих, можно складывать буквы из различных подручных переметов, например, пуговиц, палочек и так далее. Такое занятие будет полезно не только в плане изучения алфавита, но и позволит развить мелкую моторику.

Главное правило – алфавит изучается по одной букве.

Важно помнит, что ребенка в 3 года не стоит насильно принуждать и заставлять учить буквы – это может отбить весь интерес и желание, и в дальнейшем научить ребенка буквам будет уже тяжелее.

Изучаем алфавит в 4 года

Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.


Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.

Изучаем алфавит в 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.

Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка. В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»).

Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.

В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.

Изучаем алфавит в 6 лет

6 лет – самый лучший период, когда запомнить алфавит и начать читать. Поэтому родителям не стоит сильно переживать, если до этого их малыш не проявлял никакого стремления к изучению букв. В 6 лет алфавит куда быстрее, нежели в 3 года.


В данном случае для занятий можно использовать буквари, магнитную азбуку, полезными окажутся прописи. Можно смотреть с ребенком специальные мультфильмы, обучающие буквам. Сейчас есть множество полезных приложений для и смартфонов, сайтов с развивающими играми в интернете помогающих ребенку познавать алфавит.

Всей семьей можно создать авторский букварь. Для этого нужно рисовать или вырезать из бумаги букву и картинку, изображающую предмет на эту букву. Затем приклеиваем их на страничку в альбоме для рисования. Ребенку очень понравится такая работа.

Последовательные занятия с использованием букваря способствуют тому, что параллельно с изучением алфавита, шестилетний ребенок учится читать.


Итак, главные правила как научить ребенка буквам:
  • Чтобы ребенок выучил алфавит, родители не должны насильно заставлять заниматься.
  • Наиболее благоприятной для изучения букв является игровая форма обучения.
  • Начинать занятия стоит тогда, когда у ребенка появляется интерес к буквам.
  • Лучший способ выучить азбуку – родители должны вызвать любопытство малыша.
  • Стоит подбирать интересные игры, в которые ребенок будет искренне хотеть играть.
  • Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому.
  • Закреплять усвоенный материал очень важно. Родители должны просить ребенка называть буквы, которые есть в окружающих предметах. Пусть он сам рисует их.

Теперь Вы узнали, как помочь своему ребенку выучить алфавит. Помните, не стоит требовать от него больше, чем он сможет запомнить. И даже если у него что-то не получается, не ругайте. Обращайте внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Ваш малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если Вы возьмете во внимание приведенные в статье советы.

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом. Родственники, знакомые и педагоги рекомендуют разные сроки начала изучения букв. Кто-то считает, что начинать раньше 2-х лет не имеет смысла, другие предупреждают, что после 3-х будет уже поздно. Начинать изучать с ребенком алфавит целесообразно в промежутке от 2 до 4-х лет. Ориентироваться при этом нужно в первую очередь на самого ребенка.

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Не волнуйтесь, если ребенок не проявляет интереса к алфавиту в 2 года. В этом возрасте важнее привить ему любовь к чтению, показать, что книга это источник знаний, а также увлекательных и поучительных историй. При чтении соблюдайте несколько простых правил:

  • читайте ребенку каждый день. Позволяйте ему самому выбирать книгу, сказки или стихи для чтения;
  • во время чтения водите пальцем от строки к строке и разрешайте переворачивать вам страницы. Обращайте внимание ребенка на иллюстрации к тексту, выражение лица героев и другие важные детали;
  • не прячьте книги. Если малыш имеет склонность оценивать литературную ценность произведения на зуб, купите ему книгу с плотными картонными, резиновыми или ламинированными листами, и пусть он развивает свой литературный вкус;
  • обсуждайте прочитанное на доступном для понимания ребенка уровне. Учите его воспроизводить последовательность событий и кратко пересказывать прочитанное.

Когда придет время, ребенок сам заявит о своей готовности познакомиться с алфавитом поближе. Услышав вопрос, какая буква изображена, что написано на вывеске магазина, приготовьте все необходимые «инструменты», с помощью которых вы можете ввести ребенка в мир букв и символов: магнитную азбуку, букварь, плакат с алфавитом, кубики с буквами.

Существует множество методик и дидактических пособий, предназначенных для обучения алфавиту, однако универсального метода нет. Помните, что каждый ребенок уникален, и по-своему реагирует на те или иные приемы обучения и в индивидуальном темпе усваивает информацию.

В каком возрасте учить алфавит с ребенком

Принцип учета возрастных особенностей. Дети 2 - 4-х лет не умеют концентрироваться на одном объекте или деятельности в течение длительного времени. Поэтому при обучении целесообразно использовать игровые методы, занятия должны быть интересными и носить творческий характер. Несколько кратковременных (5 - 10 мин.) занятий в течение дня более эффективны, чем пара продолжительных «уроков», во время которых ребенок устает и начинает отвлекаться.

Необходимо отметить также ограниченные возможности ребенка распределять внимание на несколько объектов сразу, поэтому оптимально учить и показывать в день не более 2 - 3-х букв. Желательно подбирать их не в алфавитном порядке, а таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий составить свои первые слова (ау, ах, мяу). Рекомендуется называть не саму букву, а звук, который она обозначает. Не переходите к изучению новых букв, пока не убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущие.

Мотивация - неотъемлемая часть процесса обучения. Объясните, что буквы составляют важную часть человеческой жизни. Покажите ребенку в качестве подтверждения клавиатуру компьютера, сотового телефона, название улицы на указателе. Совет: для маленького ребенка сочините сказку о зайчике, который хотел пойти в магазин, но не умел читать, не смог найти нужное ему место и поэтому попал в ряд смешных ситуаций, а потом решил пойти в школу, чтобы научиться читать.

Игровые методы: как учить с ребенком алфавит

Многие дети не отличаются постоянством интересов и периодически отказываются учить буквы, поэтому используйте преимущественно игровые формы обучения. Таким образом, обучение превратится в увлекательное занятие.

Флеш-карточки. Нарисуйте на листе формата А4 букву и приклейте рядом 1 - 3 картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Следите за тем, чтобы картинки не привлекали к себе много внимания и не были больше буквы по размеру.

Показывая букву ребенку, назовите ее и попросите его повторить за вами.
1. Разложите 3 - 4 карточки с буквами на полу и предложите малышу прыгать на букву, которую вы назовете. Занятия, организованные в игровой форме, где нужно проявить физическую активность, всегда вызывают живой интерес у детей.
2. Поиграйте с буквами в прятки. Возьмите 3 - 4 карточки с изображениями букв, которые вы изучаете на данном этапе, и спрячьте их (можно приклеить их скотчем на внутреннюю поверхность дверцы шкафа, с обратной стороны балконного стекла и т.д.), а после - отправляйтесь с ребенком на поиски «беглянок».
3. Развесьте на 2 - 3 дня карточки с изучаемыми буквами в тех местах дома, где ребенок бывает чаще всего. Постоянно наталкиваясь на них взглядом, он будет запоминать их визуально.

Магнитная азбука. Купите набор букв на магнитах и прикрепите их к металлической поверхности, например, к дверце холодильника. Позвольте ребенку передвигать их по своему усмотрению. Магнитная азбука полезна тем, что ощупывая букву, ребенок запоминает ее физический образ.
1. Расположите 4 - 5 изученных букв в алфавитном порядке, назовите их, попросите ребенка повторить, а потом уберите одну букву и снова назовите все, делая особое ударение на пропавшей букве. Затем предложите ребенку самостоятельно перечислить буквы вместе с той, что пропала.
2. Смешайте несколько букв и попросите у ребенка найти нужную вам или, к примеру, похожую на дом, на стул и т.д.
3. Возьмите одну из магнитных букв как образец, откройте детский букварь и попросите ребенка найти как можно больше таких же букв.

Подручные материалы. Устройте день, посвященный изучаемой букве. Лепите ее из пластилина или теста для лепки, устройте конкурс лучшего рисунка буквы, испеките печенье в форме буквы. Сложите ее из деталей конструктора, счетных палочек и других материалов.

Азбука, сделанная своими руками. Создайте с малышом авторский букварь. Вам понадобятся старые журналы, цветная бумага, клей и альбом для рисования. Нарисуйте и вырежьте по контурам изучаемую букву и картинки с изображением предметов, которые на нее начинаются. Вклейте все это на одну из страничек обычного альбома для рисования. Ребенок придет в восторг от сделанной своими руками книги, и с нетерпением будет ждать следующих занятий, чтобы заполнить свой альбом. А впоследствии можно будет с гордостью продемонстрировать его бабушке и дедушке.
Следуя таким нехитрым советам вы легко научите своего малыша алфавиту.


Самое обсуждаемое
Требования к конкурсным материалам Требования к конкурсным материалам
Пошаговые схемы плетения красивых вариантов косичек с лентами Пошаговые схемы плетения красивых вариантов косичек с лентами
Самый модный тренд - маникюр Negative Space Самый модный тренд - маникюр Negative Space


top